Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
В СВОБОДНОЕ ПЛАВАНИЕ

Мария ГАНЬКИНА

Двадцать правил грамматики

1. Не надо нигде не использовать ненужных отрицаний.
2. Если Вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор.
3. Глагол, кроме того, всегда должны согласовываться в числе с существительными.
4. Заменяя существительные местоимениями, позаботьтесь о правильном его согласовании.
5. Между нас говоря, падеж местоимения тоже важен.
6. Что касается незаконченных предложений
7. Которые являются придаточными предложениями, составлять надо правильно.
8. Автор использующий причастные обороты должен не забывать о пунктуации.
9. Не используйте запятые, там, где они не нужны.
10. Вводные слова однако следует выделять запятыми.
11. Ставьте, где надо, твердый знак или хотя бы апостроф: обём сочинений так все равно не сэкономить.
12. Не сокращ!
13. Проверьте в тексте пропущенных слов.
14. Автор должен усечь: хочешь неслабо выступить – завязывай с жаргоном.
15. Если неполные конструкции – плохо.
16. Маленькое замечание о повторениях, которые иногда встречаются в журналах, которые издаются у нас и за рубежом, которые иногда затуманивают мысль, которую хотел бы сказать автор, о которых мы и хотели сделать это замечание.
17. По нашему глубокому убеждению, мы полагаем, что автор, когда он пишет сочинение, определенно не должен приобретать дурную привычку, заключающуюся в том, чтобы использовать чересчур много ненужных слов, которые в действительности совершенно не являются необходимыми для того, чтобы выразить свою мысль.
18. Вотще надеяться, что архаизмы в грамоте будут споспешествовать пониманию оной.
19. Неделите не делимое и несоединяйте разно родное, а кое что пишите через дефис.
20. Штампам не должно быть места на страницах наших сочинений!




Эти «20 правил» прислал мне, Марии Ганькиной (а также всем друзьям и знакомым), по электронной почте наш любимый журналист Андрей Русаков с припиской: читайте, мол, и радуйтесь, и вообще – знай наших!
Я не то что обрадовалась – пришла в восторг. Спрашиваю (опять же по электронной почте, поскольку Андрея, то и дело путешествующего по просторам нашей необъятной Родины, днем с огнем не сыщешь): это кто ж такие «наши»? Андрей отвечает: да это Виталик Кириченко.
Виталик – художник, автор, замредактора газеты «Детский сад со всех сторон», житель славного града Киева. А я с Виталиком недавно познакомилась, поэтому пишу уже ему: браво, мол, Виталик, а вот не расскажешь ли, как тебе пришло в голову написать такой из ряда вон выходящий текст, а заодно про свои взаимоотношения со школьным русским языком?
Вот ответ Виталика:
«Маша, не хочется тебя расстраивать, но обманывать – еще меньше. Увы, это не мое сочинение. Я только собрал правила в кучу и немного подредактировал, чтобы было смешнее. Правда, парочку придумал сам (например, “Не сокращ!”). А остальные ко мне попали от брата жены, который учится на филолога по-французски. Он-то и понапритаскивал их из разного “филологического интернета” по капле. А потом по моей просьбе все вместе опять-таки отправил в свободное плавание по Сети.
В школе я ненавидел диктанты – за то, что не умел писать красиво и грамотно (и сичас стродаю!). А уроки литературы не воспринимал ваще. (Мне пророчили будущее физ-матика, а художником, педагогом и – уж тем более – газетчиком я оказался совсем случайно.)
Язык и литературу я ненавидел настолько, что стал издеваться над тем и другим. Во втором классе, начитавшись былин, я захотел сочинить что-то в этом роде. За основу взял “Курочку Рябу”. Былина не сохранилась: мама взяла ее на работу похвастаться, и во время всеобщего стона, плача и ржания кто-то ее “зачитал”.
Но кое-что помню:
“Ой, во доме сельском да однокомнатнем
Жили бабка с дедком, да с ими куричка…”
А еще там были слова “кур расплодье”, под коими я подразумевал яйцо:
“Змеевидным хвостом мыша дрыгнула,
Кур расплодье на пол опрокинула...”
Долго еще после этого у нас дома яйца никто иначе и не называл!
Вот так примерно издевался я, издевался над родным языком да к окончанию школы и полюбил его».
Дорогой читатель, правил-то грамматики не 20, их гораздо больше. Так что присылайте свои «орфограммы»! А мы, как говорит Виталик, «отправим их в свободное плаванье».
…Интересно, а можно ли создавать подобные «правила» по другим школьным предметам: например, по физике, математике, биологии?.. Что-то сразу не приходит в голову. А вам?

Реплика «Режиссуры урока»
Все мы – бывшие школьники. И, наверное, каждый может вспомнить что-нибудь из того, что скрашивало нашу многотрудную (м)ученическую жизнь: какие-нибудь дидактические приколы (например, «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам»), мнемонические правила (про глаголы-исключения), стишки («Пифагоровы штаны во все стороны равны»), речевки («Мы писали, мы писали, наши пальчики устали...») и мало ли что еще. И наверняка в разных местах бытуют разные варианты. На то он и фольклор, что ни канонического варианта нет, ни проблемы авторства.
А может быть, кто-то из читателей поделится собственными «фольклорными новоделами», которые он использует на своих уроках? Ждем с нетерпением.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru