Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2001

Первая тетрадь. Политика образования

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В.С.СОБКИН, доктор психологических наук, академик РАО;
С.Г.РАВЛЮК

Учитель у телевизионного экрана

Статья основана на материалах социологического опроса 1021 учителя школ г. Москвы, проведенного Центром социологии образования РАО весной 2001 г. В ней мы коснемся двух сюжетов. Один из них связан с рассмотрением особенностей телевизионных просмотров учителя, другой — мнения учителей о негативных аспектах влияния телевидения на школьников.

Учитель как телезритель. Здесь мы затронем три аспекта: поведенческий (интенсивность, частота телепросмотров), ценностных ориентаций (телепредпочтений) и мотивационный.

Полученные данные показывают, что просмотр телевизионных передач занимает весьма значимое место в структуре досуга современного учителя. Так, практически каждый четвертый учитель (24,6%) отмечает просмотр телепередач как наиболее предпочтительную для себя форму проведения досуга. Отметим, что такая позиция телевидения в структуре досуга учителя весьма устойчива и практически не изменилась за последние десять лет. Например, по данным нашего опроса 1991 г., телевидение в качестве наиболее предпочтительной формы проведения досуга отмечали практически столько же – 26,0% учителей. Вместе с тем следует отметить, что значимость телепросмотров в структуре свободного времени существенно меняется в разных возрастных группах учителей (см. рис.1).

Рис. 1. Возрастная динамика доли учителей, отмечающих телепросмотры как предпочтительную форму проведения досуга (%)

Рис. 1. Возрастная динамика доли учителей, отмечающих телепросмотры как предпочтительную форму проведения досуга (%)

Как видно из рисунка, с возрастом доля учителей, отмечающих просмотр телепередач как предпочитаемую форму проведения досуга, последовательно увеличивается. Если среди молодых учителей в возрасте до 26 лет их доля составляет 15,7%, то в старшей возрастной группе (56 лет и старше) она увеличивается в два раза – 30,3%. Иными словами, рейтинг просмотра телепередач с возрастом повышается и начинает занимать одну из доминирующих позиций в структуре свободного времени учителя.
Важно обратить внимание и на интенсивность просмотра телевизионных передач. И здесь важны два аспекта: среднее время, затрачиваемое на просмотр телепередач, и периодичность просмотров. Наши данные показывают, что в среднем на ежедневный просмотр телепередач у учителя уходит около двух часов (а точнее – 1 час 50 минут). Примерно столько же времени в среднем проводили у телеэкрана их коллеги и десять лет назад – 1 час 40 минут. Как мы видим, ежедневные телепросмотры занимают весьма существенную часть в общем бюджете свободного времени учителя. По нашим подсчетам, это примерно треть от того активного времени, которое учитель проводит в семье. В этой связи стоит обратить внимание на то, что подавляющая часть учителей (92%) не удовлетворена количеством имеющегося у него свободного времени. И здесь закономерно возникает вопрос о том, насколько рационально использует учитель свое свободное время, отводя треть имеющихся у него временных ресурсов просмотру телевидения. Это вопрос достаточно принципиальный и связан с общей культурой учителя. Действительно, одним из наиболее распространенных среди учителей аргументов, который касается недостаточных возможностей для реализации таких видов деятельности, как чтение, посещение театров, концертов, музеев, является ссылка на нехватку свободного времени.
Второй аспект – это периодичность (частота) телепросмотров. Результаты опроса показывают, что подавляющее число учителей (85,6%) смотрят телепередачи практически ежедневно. Лишь незначительная часть (4,5%) смотрят их менее чем один раз в неделю. Иными словами, мы можем сделать вывод о том, что большинство учителей постоянно находятся в поле телевизионного вещания. Здесь стоит обратить внимание на то, что лишь у половины учителей (52,6%) сформированы определенные навыки культуры телепросмотров: они предварительно знакомятся с программой телевещания и смотрят только то, что заранее себе наметили. У остальных же не сформирована культура целенаправленного выбора телепросмотров, и они находятся в ситуационной зависимости от потока телетрансляций – просто включают телевизор и путем переключения программ находят то, что интересно, или постоянно переключают каналы. При этом практически каждый шестой учитель (15,1%) отмечает, что его телепросмотры не обусловлены какой-либо особой мотивацией, это просто привычное проведение свободного времени. В этой связи, подчеркнем, вопрос о формировании культуры телепросмотров касается не только школьника, но и самого учителя.
Наряду с поведенческими аспектами (частота, интенсивность, избирательность телепросмотров) не менее важен и вопрос о ценностных ориентациях (телепредпочтениях) учителя. В этой связи рассмотрим, какие каналы и телепередачи наиболее интересны для учителей. Так, весной 2001 г. рейтинг основных телевизионных каналов среди учителей выглядел следующим образом (см. рис. 2).

Рис. 2. Рейтинг телевизионных каналов среди учителей (%)

Рис. 2. Рейтинг телевизионных каналов среди учителей (%)

Здесь, как мы видим, лидировал с весьма существенным отрывом телеканал НТВ. Его как предпочитаемый отмечал каждый второй учитель (52,5%). Канал РТР указывал каждый третий (32,4%), ОРТ – каждый четвертый (23,4%), канал «Культура» выделял каждый пятый учитель (21,6%), ТВ-6 – каждый девятый (11,0%), и каждый одиннадцатый из опрошенных называл ТВЦ (8,9%). Остальные же каналы отмечали не более 5,0% учителей. Дополнительно следует отметить, что лишь крайне незначительный процент учителей (0,5%) указывал кабельное телевидение. Спутниковое телевидение – 1,0%, что косвенно свидетельствует о том, что сама возможность просмотра подобных каналов среди учителей весьма ограниченна. Действительно, наши данные показывают, что лишь 4,0% московских учителей постоянно смотрят каналы спутникового вещания, а 87,9% не имеют к нему вообще никакого реального доступа (ни у друзей и знакомых, ни у родственников, ни на работе). В принципе недоступность для подавляющего большинства учителей каналов спутникового телевидения косвенно подтверждает низкий уровень их материального обеспечения. Напомним, что, по нашим данным, к недостаточно обеспеченному и малообеспеченному слою себя относят подавляющее число учителей – 80,9% (см. «Первое сентября» от 6.10.2001).
Помимо ориентации учителей на различные телевизионные каналы особый интерес представляет рейтинг конкретных телевизионных передач. Список 25 наиболее популярных среди учителей телепередач приведен в таблице 1.

Таблица 1. Список наиболее популярных среди учителей телепередач
(весна 2001 г.) (%)

Таблица 1. Список наиболее популярных среди учителей телепередач

Более детальный анализ полученных данных позволяет выявить особенности предпочтений учителей относительно телепередач различной жанровой направленности. И в этой связи интересно сопоставить полученные данные с результатами нашего опроса учителей, проведенного в 1988 г., где учителя отвечали на тот же вопрос (см. табл. 2).

Таблица 2. Доля передач различных жанров относительно всего списка названных учителями любимых телепередач (%)

Таблица 2. Доля передач различных жанров относительно всего списка названных учителями любимых телепередач (%)

Как можно заметить, по сравнению с 1988 г. в телевизионных предпочтениях учителей практически не произошло значимых изменений относительно просмотра информационных, общественно-политических передач и передач о культуре и искусстве. В то же время весьма существенно увеличилась значимость развлекательных телепрограмм и параллельно снизилась ориентация на телевизионные передачи познавательного характера. Помимо этого отметим, что существенное место в телевизионных предпочтениях учителей заняли передачи такого жанра, как ток-шоу, которых, по существу, еще не было на телевидении в конце 80-х гг. На наш взгляд, явная переориентация учителей на программы развлекательного жанра отражает те изменения в политике и структуре телевещания, которые произошли в течение 90-х гг.
Помимо анализа телевизионных предпочтений особый интерес представляет вопрос о мотивации, побуждающей учителей смотреть телевизор. Полученные результаты показывают, что доминирующим мотивом здесь является желание быть в курсе общественной жизни (81,6%). С одной стороны, это в определенной степени свидетельствует о политизированности общественного сознания в России. С другой – фиксирует принципиальную значимость таких фундаментальных функций телевидения, как информационная и социально-интеграционная. Характерно при этом, что каждый десятый учитель (9,5%) мотивирует просмотр телепередач именно желанием выработать свою собственную общественную и гражданскую позицию. На втором по значимости месте находится такой мотив, как желание повысить свой культурный и образовательный уровень. Его отмечают 37,4% учителей. Весьма часто педагоги указывают такие мотивы, как желание развлечься (33,7%) и желание забыть о неприятностях (20,0%), что свидетельствует о значимости той релаксационной функции, которую выполняет телевидение. Практически каждый четвертый учитель (25,7%) среди мотивов, побуждающих его смотреть телепередачи, фиксирует желание получить художественные впечатления; почти каждый пятый отмечает желание найти информацию, необходимую в профессиональной деятельности (18,2%). На наш взгляд, последний момент крайне важен, поскольку свидетельствует о том, что само поле телевещания для весьма значительной части учителей рассматривается как особый предмет для своей профессиональной деятельности – как та социокультурная среда, которую они должны учитывать в собственной практике образования и воспитания.
Нетрудно заметить, что структура мотивации телепросмотров достаточно существенно отличается от реальных жанровых предпочтений в просмотре телепередач. Подобное расхождение, на наш взгляд, свидетельствует о том, что в ходе социологического опроса мы не столько выявляем реальную мотивацию телепросмотров, сколько ту нормативную систему представлений о функциях телевидения, которая характерна для современного учителя. Но можно поставить вопрос и иначе: сегодняшняя политика телевещания не отвечает этой нормативной системе. Учителю предлагаются передачи иного жанра.
В этой связи достаточно интересны данные, фиксирующие возрастную динамику изменения значимости различных мотивов, обусловливающих просмотр телевизионных передач. Наиболее отчетливо она прослеживается относительно трех мотивов: желание быть в курсе общественной жизни, желание развлечься, желание найти информацию, необходимую в профессиональной деятельности (см. рис.3).

Рис. 3. Мотивация телепросмотров среди учителей

Рис. 3. Мотивация телепросмотров среди учителей
в разных возрастных группах (%)

Как видно из рисунка, с возрастом у учителей существенно падает значимость развлекательного мотива и параллельно увеличивается потребность обращения к телевидению для получения информации о событиях общественной жизни и стремление использовать поле телевизионного вещания в своей профессиональной деятельности. В этом отношении сама тема «Учитель у телеэкрана», на наш взгляд, неоднозначна и предполагает построение особой типологии отношения учителя к пространству современного телевещания.

Учитель: экспертная позиция. Здесь мы затронем три аспекта: оценка учителем эффективности использования СМИ в учебно-воспитательном процессе, его мнение о влиянии телевидения на ребенка и отношение учителя к телепередачам, рассчитанным на школьников.
В ходе опроса мы просили учителей оценить по девятибалльной шкале эффективность использования различных СМИ в учебно-воспитательном процессе. В таблице 3 приведены средние балльные оценки по обоим опросам 1988 и 2001 гг.

Таблица 3. Оценка учителями эффективности использования различных СМИ в учебно-воспитательном процессе

Таблица 3. Оценка учителями эффективности использования различных СМИ в учебно-воспитательном процессе

Как видно из таблицы, по сравнению с 1988 г. оценка учителями эффективности использования всех видов СМИ (телевидения, радио, газет, журналов) в учебно-воспитательном процессе резко снизилась. Это, кстати, соотносится и с критической оценкой полезности той информации, которую получают школьники из современных СМИ. Так, если в 1991 г. 36,1% учителей отмечали, что наиболее важные для себя знания и умения школьник получает из средств массовой информации, то в 2001 г. таких оказалось лишь 10,3%.
Можно поставить вопрос более конкретно и попытаться выяснить, какие отрицательные аспекты влияния телевидения на ребенка представляются учителям наиболее существенными. Полученные данные показывают, что наиболее часто учителя отмечают такой аспект, как большое количество сцен насилия и агрессии на экране – 57,6%. На втором по значимости месте – большие затраты времени в ущерб другим занятиям – 47,1% (однако стоит напомнить, что и сам учитель проводит у телеэкрана отнюдь не мало времени). На третьем месте – ухудшение здоровья ребенка (45,4%), на четвертом – просмотр передач, не подходящих по возрасту (38,0%), и, наконец, пятое место занимает приобщение к стандартам массовой культуры (29,8%). Эти пять отрицательных аспектов фиксируются учителями наиболее часто. Остальные же (информационная перегруженность, пассивность восприятия информации, формирование некритического и несамостоятельного мышления, формирование потребительского отношения, замещение реального общения с родителями и сверстниками) отметили не более 10% учителей.

Более детальный анализ полученных данных показывает, что учителя, работающие с различными возрастными группами учащихся, существенно отличаются в оценке негативных аспектов влияния телевидения на ребенка. Этот момент достаточно интересен, и его стоит рассмотреть более подробно. Основные различия касаются четырех негативных аспектов: больших затрат времени в ущерб другим занятиям; просмотра телепередач, не соответствующих возрасту; приобщения к стандартам массовой культуры и формирования низкого художественного вкуса; большого количество насилия и агрессии на экране (см. рис. 4).

Рис. 4. Негативные аспекты влияния телевидения на ребенка,

Рис. 4. Негативные аспекты влияния телевидения на ребенка,
по мнению учителей, работающих с различными возрастными группами учащихся (%)

Как видно из рисунка, учителя, работающие в старших классах школы, чаще склонны отмечать большие затраты времени на телепросмотры и приобщение к стандартам массовой культуры, формирование низкого художественного вкуса. Вместе с тем по мере взросления учащихся снижается внимание учителей к таким негативным аспектам, как просмотр передач, не подходящих по возрасту, и большое количество сцен насилия и агрессии на экране. На наш взгляд, эти данные фиксируют особое отношение учителей к изменению социально-возрастной позиции школьника на разных этапах обучения. Действительно, для старшеклассника уже достаточно бессмысленна тема о том, что передачи не соответствуют его возрасту (он же получает аттестат зрелости). Не столь значимо, по-видимому, на этом этапе в отличие от младшего школьного возраста и влияние моделей агрессивного поведения (старшеклассник уже достаточно критичен). Однако влияние стилевых стандартов массовой культуры здесь весьма существенно, поскольку именно они встраиваются в саму подростковую субкультуру. Подчеркнем, что во многом стандарты массовой культуры противостоят той культурной норме, которую стремится задать школьное образование. И в этом отношении учитель старших классов, по сути дела, находится в совершенно особом, именно культурном конфликте с телевидением. На этом культурном конфликте школы и СМИ, который особенно отчетливо обнаруживает себя в старшем звене школы, и стоит поставить специальный акцент.
Помимо общей оценки отрицательного влияния телевидения на ребенка особый интерес представляет мнение учителей относительно тех передач, которые ориентированы непосредственно на школьников. Здесь следует отметить, что существующими сегодня передачами для школьников удовлетворена лишь крайне незначительная часть учителей – 5,2%. При этом, оценивая недостатки современного телевидения для детей, подростков и юношества, учителя в первую очередь отмечают отсутствие целостной воспитательной программы на телевидении – 58,5%. Около трети отмечают такие аспекты, как безыдейность и бездуховность (34,8%), низкий художественный уровень (32,7%), бессодержательность и примитивность в познавательном плане (32,1%).
Как мы видим, мнение учителей по поводу непосредственно детского телевидения весьма и весьма критично. И, на наш взгляд, это мнение должно быть сегодня услышано работниками телевидения. Действительно, необходима продуманная психолого-педагогическая концепция, определяющая политику телевещания для детей и юношества на российском телевидении. На наш взгляд, нужна и квалифицированная психолого-педагогическая экспертиза детских передач, а также профессиональное консультирование творческих коллективов, работающих над созданием программ для детей и подростков. В ином случае недалеко то время, когда «телепузики» будут общаться с нами не только с телеэкрана, но и в самой жизни.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru