УЧЕБНИКИ
Бенгальские методисты
Чем больше читаешь книг, внедряющих в школу т.н.
цивилизационный подход (см. “ПС” от 18.09 с.г.;
15.08.2000 г. и др.), тем меньше желания соблюдать
академическую политкорректность. И тем сильнее
хочется назвать вещи своими именами.
От идейно близкого сочинения С.Т. и И.Г. Жуковских,
для которого характерна легкость мысли
необыкновенная (см. ниже рецензию
достопочтенного коллеги А.Македонского), пособие
А.Ю.Лабезниковой отличается тяжеловесной
ученостью с претензиями на объективность. Почему
«претензиями»?
Сначала, как положено, провозглашен отказ от
идеологического диктата и «плюрализм» (с. 13). К
концу 1-й главы плюрализм обретает более
конкретные очертания. «1. Ценностные ориентиры:
многообразие культур и цивилизаций как ценность;
роль человека как исторического субъекта,
подлинного творца истории («человеческое
измерение истории»); значение духовных факторов
в становлении и развитии цивилизационных
общностей. 2. Формирование знаний: а) понятий –
«цивилизация», «формация», «духовные ценности»,
«типы цивилизаций»… (с. 20). Не правда ли, игра на
равных? И никакого диктата?
Глава 2. «Социальная философия или методология
обществознания». На «формационный подход»
отведено 2 страницы (+ еще 10 строк). Что это такое,
не объясняется вообще – почти весь невеликий
объем заняли разоблачения «формационной
догматики одновариантной истории» (с. 29). Привет
от конферансье Бенгальского. Зато
«цивилизационному» подходу посвящены 23 страницы
(34–57). Написаны они совсем в другой тональности.
Характерная цитата: «Логика развития
цивилизации во многом определяется культурными
инвариантами и исторической памятью. Поэтому
каждая из них имеет два плана реальности.
Во-первых, это актуальная цивилизация –
существующие общества с центром-доминантом (это
«голова» кометы). Во-вторых – мемориальная
цивилизация, т.е. следы предшествующих состояний,
«слепки» обществ прошлого («хвост» кометы).
Принцип связи между цивилизациями и
миросистемами, по мнению автора, достаточно
прост: мемориальные части цивилизации
составлены из «башен» – мини-систем прошлого.
Актуальные же цивилизации также являются
миросистемами…» и т.д. (с. 50). Вот она – «живая»,
«очеловеченная» история, которая пришла на смену
оторванной от жизни, догматичной исторической
науке, преподававшейся в советские времена.
В 3-й главе сопоставляются – с точки зрения
методики преподавания – два школьных учебника
по философии. В первом учебнике на вопросы о том,
кто прав, дарвинисты или креационисты, или «что
является определяющим началом, человек или
общество?» (вопрос лишен смысла, человеческой
личности вне общества нет и не может быть, см.
“Многоголосый хаос”, “ПС” от 18.09), даются ответы
типа: «…в жизни имеют место разные подходы и
поэтому в теоретическом плане все они
равнозначны». Во втором учебнике
(рекомендованном Минобразом!) со ссылкой на
«многих физиков» сообщается, что электрон
обладает разумом, а «история развивается не
слепо, не стихийно, а в определенном направлении,
указанном либо Богом, либо человеческим
замыслом», при этом она «свободна» и «может
проложить любые тропы». Подчеркиваю: цитаты из
учебников подбирал не я (с целью дискредитации), а
уважаемый методист, автор пособия для учителей
(с. 78–79). После чего по логике вещей должен быть
поставлен вопрос: с какой целью министерство
забивает головы школьников белибердой и
одновременно плачется по поводу перегрузок?
Ничего подобного. Мягко пожурив одного из
«философов» (за разумный электрон), его тут же
защищают от критики (в статье А.Тарасова), и
конечные выводы оказываются вполне лояльными:
«Поставив широкий круг вопросов, авторы пособий
погружают читателя в широкий философский
дискурс» (с. 77–80).
Несообразности можно перечислять еще долго. Но
зачем? Ведь они не результат ошибок или
недоработок, а закономерное проявление
определенной идеологии, под которую
подверстывается наука. Концепции развития
общества, предложенные в ХХ веке крупными
отечественными исследователями – И.А.Стучевским
или, например, Ю.М.Кобищановым, в эту идеологию
вписываются плохо. А «широкий дискурс»
псевдофилософской белиберды или, например,
националистическая публицистика
Н.Я.Данилевского (который «открыл», что
«славянская цивилизация» выше любой другой) –
милости просим в школу.
Между прочим, недавно вышла книга, в которой
большинство сюжетов, затрагиваемых в пособии
А.Ю.Лабезниковой, раскрыты внятно,
последовательно, на высоком научном уровне. Это
«Философия истории» Ю.И.Семенова (М.: Старый сад,
1999). Вот ее бы растиражировать, как положено, и
раздать учителям в каждой школе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|