Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Татьяна ПУШКАРЕВА

Учителя ищут методички в Интернете
уже в 18 регионах России

Пока педагогическая общественность спорит о том, сможет ли в будущем компьютер заменить обычный учебник, в российских регионах создаются условия для того, чтобы Интернет стал реальностью российской школы. В рамках проекта «Поколение.ru», который осуществляет Федерация интернет-образования (ФИО) на средства нефтяной компании ЮКОС, с марта 2000 года по всей России при участии местных администраций создаются региональные центры интернет-образования, перед которыми стоит задача обучить работников образования интернет-технологиям.
В начале ноября в Тюмени открылся восемнадцатый центр (из 50 предполагаемых) в рамках проекта, который на сегодняшний день стал самым крупным. Он расположился в новом здании библиотеки Тюменского государственного университета, преподаватели которого уже начали обучать учителей. Отличается тюменский центр от стандартных тем, что компьютеров там в два раза больше, чем в типовом центре проекта, а именно – 88. Это значит, что тюменский центр каждый год будет готовить не тысячу, а две тысячи выпускников. Увеличение масштаба нового центра объясняется включением в проект нового спонсора – Тюменской нефтяной компании. Вице-президент ТНК, профессор геологии Искандер Джафаров уверен, что обеспечить мировой уровень российского образования просто невозможно без помощи Интернета. Сегодня общественная ставка на Интернет в деле реформирования образования действительно высока. И определенные основания для этого, безусловно, есть.
В программе двухнедельной подготовки учителей не только и не столько обучение навыкам работы с Интернетом, сколько использование их в работе на уроках, поиск и эффективное внедрение в урок образовательных ресурсов Сети, которых, кстати сказать, сегодня огромное множество. Программы, по которым ведется обучение во всех центрах, разработаны Московским центром интернет-образования. Это – «Интернет-технологии для учителя-предметника», «Использование информационных технологий в управлении образованием», «Тьютор интернет-образования», «Интернет для администратора образовательного учреждения». Программы существуют в двух видах – для новичков и тех, кто имел опыт общения с компьютером. Кстати, первый выпуск Тюменского регионального центра интернет-образования, защита дипломов которого прошла накануне официального открытия центра, состоял из учителей информатики. Для центров «Поколения.ru» это первый опыт переподготовки учителей информатики, до последнего времени в них обучались другие предметники.
ФИО накоплен опыт каталогизации образовательных интернет-ресурсов, который активно используется на занятиях центров. Другим важным направлением обучения становится создание интернет-проектов, мультимедийных презентаций. Надо заметить, что в реальном учебном процессе эти направления пока реализуются неодинаково, как разнится и заинтересованность в них учеников и учителей.
О популярности разных способов использования Интернета в образовательном процессе говорят результаты социологического опроса, проведенного по заказу ФИО в нескольких городах, где работают центры интернет-образования, агентством “РОМИР”. По мнению респондентов, для учебного процесса просто необходимо создание межшкольных тематических интернет-проектов (так считают 36% старшеклассников и 58% учителей) и создание баз данных и баз знаний (42% старшеклассников и 51% учителей). Несмотря на бурный рост образовательных интернет-ресурсов по разным предметам, их использование остается одной их самых невостребованных среди учителей возможностей. По результатам опроса в коллекциях ссылок на образовательные ресурсы заинтересованы лишь 5% старшеклассников и 9% учителей. Однако больше половины преподавателей отметили, что хотели бы посещать специализированные сайты для учителей и учеников. Большинство учителей (68%) ищут на образовательных сайтах методики и программы учебных курсов, 68% – тесты и методики контроля знаний школьников, а 55% – интересуются информацией о конкурсах и олимпиадах по своему предмету.
Таким образом, одна из главных проблем интернет-образования, проблема переподготовки учительских кадров, счастливым образом оказавшаяся в поле зрения крупного бизнеса, можно сказать, успешно решается. Включение в проект «Поколение.ru» нового партнера – ТНК (скорее всего с участием этой компании будет открыт и центр в Оренбурге) привело к его расширению. Не исключено, что следующие центры интернет-образования, которые ФИО планирует открыть в Мурманске, Магнитогорске, тоже будут создаваться с участием новых партнеров и тоже будут больше предшественников.
Однако остаются актуальными другие проблемы, связанные прежде всего с техническим оснащением школ и выходом в Интернет. При проведении соцопроса в качестве главных трудностей интернет-образования учителями и учениками были названы нехватка средств для оплаты услуг провайдера (так считают 48% старшеклассников и 53% преподавателей), нехватка компьютеров (42% старшеклассников и 47% преподавателей). Об отсутствии заинтересованности учителей в применении интернет-технологий упомянули 9% учеников и 8% учителей, а отсутствие заинтересованности учеников в применении интернет-технологий в школах упомянули лишь 1% респондентов.
Согласно результатам, полученным при опросе, возможность выхода в Интернет имеют 34% опрошенных старшеклассников и преподавателей. Кроме того, старшеклассники в целом заходят в Интернет чаще, чем учителя: большинство (58%) старшеклассников, имеющих доступ в Интернет, работают в Сети 1–2 раза в неделю и чаще, в то время как большинство (59%) учителей заходят в Сеть в среднем 1–2 раза в месяц и реже. Среди старшеклассников, которые имеют возможность выхода в Интернет, 40% выходят в Сеть из дома, в то время как лишь 18% преподавателей, имеющих возможность выхода в Сеть, пользуются “домашним” Интернетом.
В ФИО сегодня пытаются решить назревшую проблему массового выхода в Интернет, договариваясь с региональными провайдерами о скидках на телефонные услуги для пользователей от образования. Совсем недавно такая договоренность была достигнута в Воронежской области. Это сотрудничество, по мнению директора интернет-программ ФИО Семена Мушера, имеет большие перспективы во всех регионах, потому что оно взаимовыгодно, ведь речь идет о существенном расширении рынка услуг провайдеров. И когда они поймут это, то сами придут и сами все дадут. Даже просить особо не придется…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru