Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Наталия ИШТРИКОВА

Зарплату повысят.  Но будут ли платить?

…Недавно было провозглашено возвращение государства в образование. И вот первое же намерение этого государства отметить свое возвращение в образование скорее всего закончится конфузом. Повышение заработной платы учителям, о котором столько твердили на всех этажах власти, на деле, похоже, оказалось декларацией, не подтвержденной реальными источниками финансирования.
Не меняя саму систему финансирования школы, оставаясь в тех же отношениях со школой и с учителями, что и всегда, государство чужими руками хочет обозначить свое присутствие в образовании.
Это ведь не государство поднимает заработную плату, это государство хочет, чтобы регионы (не являясь формально учредителями школы) подняли заработную плату. А регионы и не хотят, и не могут.
Депутаты внесли законопроект о повышении размеров тарифных разрядов, а схемы повышения – нет, более того, сам этот принцип оплаты труда учителя по единой тарифной сетке не дает возможности повышать заработную плату лишь учителям, только ленивый на это не указывал.
Если уж государство хочет возвращаться в образование и первый шаг в этом направлении оно, государство, хочет обозначить заботой о материальном положении работников образования, то рано или поздно государство вынуждено будет перейти на контрактную систему отношений с учителем.
Это означает, что каждый учитель вправе работать только при условии выполнения работодателем (государством?) своих обязательств.
Более того, контракт предполагает, что каждый учитель вправе торговаться с учредителем (государством?) по поводу размеров оплаты своего труда.
А если государство хочет сохранить бюджетные ставки, то так или иначе оно вынуждено будет перейти к выплате заработной платы учителю из своего кармана. То есть – из федерального бюджета.
Вот это и будет возвращение государства в образование.
А пока мы вынуждены признать, что попытка вернуться, похоже, не удалась...

Федеральный закон № 139-ФЗ “О повышении ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы”, внесенный депутатами Государственной думы Петром Шелищем и Александром Шишловым, вступил в силу.
Согласно ст. 1 закона тарифная ставка (оклад) 1-го разряда устанавливается с 1 декабря 2001 года в размере 450 рублей. Соотношение между тарифными коэффициентами 1-го и 18-го разрядов при этом будет установлено в размере не менее чем 1:4,5 раза. Таким образом, наибольший оклад 18-го разряда составит 2025 рублей. По словам министра образования Владимира Филиппова, увеличение окладов произойдет в среднем в 1,89–2 раза по сравнению с ныне установленными. Однако это “в среднем” настораживает. Почему? Приведем пример. Сегодня тарифная ставка (оклад) 12-го разряда – 673 рубля 20 копеек. Если предположить, что повышение произойдет в 2 раза по отношению к нынешней ставке, то оклад 12-го разряда составит 1343 рубля 40 копеек. Если же увеличение рассчитывать не в 1,89 раза (в среднем), а от ставки 1-го разряда в 450 рублей с примерным соответствующим коэффициентом для 12-го разряда 3,38, то учитель по 12-му разряду должен будет получать 1521 рубль. Однако разрядные коэффициенты до сих пор не утверждены правительством.
31 октября вопросы заработной платы бюджетникам обсуждались на рабочем совещании заместителя Председателя Правительства России Валентины Матвиенко, тем не менее официальное постановление правительства о коэффициентах еще не подписано. В соответствии с законом № 139-ФЗ разрядные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей. В результате работы согласительной комиссии по законопроекту и взаимных консультаций с правительством Центральный Комитет профсоюза работников образования выразил согласие с предлагаемым правительством соотношением разрядных коэффициентов 1:4,5. Но мы хорошо помним тот сюрприз, который преподнесло Правительство России в апреле 1999 года миллионам российских бюджетников, утвердив тарифную сетку с уменьшенным соотношением коэффициентов. Вполне возможно, что правительство готовит для бюджетников еще более сокращенный вариант диапазона межразрядных коэффициентов. Ведь по оценкам Министерства образования, даже такое повышение заработной платы нелегко будет реализовать во многих регионах.
Как сообщила руководитель бюджетной группы Комитета по бюджету Госдумы Вера Котельникова, в законопроект о бюджете (в раздел “Финансовая помощь регионам”) на 2002 год по предложению Правительства России целевым образом заложено только 12 миллиардов 750 миллионов рублей на повышение зарплаты в регионах. Еще около 40 миллиардов федеральные власти намереваются оставить в регионах, введя эквивалентную этой сумме средств льготу на земельный налог. Это лишь малая часть требуемой суммы: остальное должны найти сами регионы. По информации начальника управления Министерства труда и социального развития России Игоря Ильина, всего для повышения зарплаты бюджетникам из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов требуется 180 миллиардов рублей (для сравнения: финансирование повышения окладов работникам учреждений федерального подчинения потребует 45,3 миллиарда рублей). Первоначально средства в этом объеме были предложены при составлении проекта бюджета-2002. Однако, по информации Комитета по бюджету Госдумы, сейчас эти цифры пересматриваются: так, вместо 180 миллиардов, по уточненным подсчетам Минфина, может быть заложено только 120 миллиардов. С чем это связано? Как считает Вера Котельникова, Минфину достаточно сложно точно определить необходимый объем расходов на повышение заработной платы. В разных регионах с учетом региональных и местных надбавок и выплат оклады бюджетников сейчас самые разные.
Так что точные цифры, возможно, появятся только в следующем году при рассмотрении итогов исполнения бюджета-2002. Что же касается непосредственно системы образования, доля расходов на зарплату в общем объеме расходов системы образования составляет около 60% (в разных регионах и разных районах доля расходов может колебаться и доходить до 70%) – итого около 180 миллиардов рублей из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов (включая необходимые дополнительные расходы на повышение зарплаты в размере около 80 миллиардов рублей).
Министр образования России Владимир Филиппов, выступая на брифинге в Доме правительства, признал, что трудности с выплатой повышенных окладов в регионах неизбежны. Заместитель начальника управления экономики Министерства образования Галина Башкина также считает, что повышение зарплаты в регионах будет происходить весьма напряженно. По ее мнению, скорее всего регионы, исполняя Федеральный закон № 139-ФЗ и постановление правительства о разрядных коэффициентах, будут отменять свои собственные действующие надбавки к зарплате бюджетников. Очевидно, в половине регионов обещанное повышение окладов может состояться вообще только на словах: как и несколько лет назад, трансферты на социальную сферу особой прозрачностью не отличаются...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru