Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2001

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Учителя-ветераны: золотой фонд педагогики или...

Кому бы вы доверили учить своего ребенка: недавнему выпускнику педагогического вуза или пенсионеру?
С кем возникает меньше проблем у директора школы?
И что думают об этом сами дети?

ДЕТИ

На каждом уроке они вспоминают о советской власти

У всех пожилых учителей есть пунктик. На каждом уроке они вспоминают о социализме и советской власти. С одной стороны, это хорошо: больше говорят – меньше спросят. Со всех других сторон это плохо. На социализм им времени не жалко, а нас потом подгоняют: “быстрей-быстрей”. От воспоминаний о своем социализме они раздражаются, а потом это раздражение на ком-нибудь обязательно срывают. По-моему, они продолжают работать в школе специально, чтобы высказываться о советских временах. Мне это страшно надоело.

Катя И., 15 лет

Моему другу повезло – у него молодая математичка

Дело не в том, сколько кому лет, а в том, хороший ли учитель. Расскажу, чего теперь скрывать, школа позади. Да об этом и так все знают, только делают вид. Короче, перед выпускным сочинением нам должны были выдать проштампованные бланки черновиков, чтобы мы дома все написали. В параллельном классе учительницы молодые, они преспокойно собрали всех и раздали бланки. Никаких проблем. А у нас что началось! Бланки черновиков М.Б. нам в конце концов тоже выдала. Но она конспиративно вызывала каждого по отдельности, хваталась за сердце, плакала и говорила, что это дело подсудное, что она не может, что так нельзя, что это ужасно. Получилась целая драма.
Моему другу повезло – у него молодая математичка. Она решила экзаменационные задания, выдала несколько экземпляров ребятам, которым доверяет, и поручила им дать переписать всем остальным. Гладко и беспроблемно. А наша математичка устроила “непонятки”. Задания она тоже решила, но отдала только двоим. При этом умоляла никому не говорить, нервничала и пила валерьянку. В итоге решения разошлись, конечно, по всему классу, но те, у кого они были, сначала долго врали, что у них нет, потом долго шептали, что Н.Н. запретила показывать. Опять всплыла фраза: “Это дело подсудное”. Какое подсудное? Во всех школах делают. Молодые не боятся, а пожилые боятся. Они иначе воспитаны. Молодые знают: если существует какое-то негласное правило, то по нему играть безопасно. А пожилые от прежних времен усвоили, что опасно всё. Это я не сама догадалась, это мне папа сказал.

Нина А., 16 лет

Она все понимает

У нас в начальной школе Антонина Петровна была такого же возраста, как моя бабушка. Мы все ее очень любили, и мне было хорошо. Я к ней и сейчас прихожу. Она спокойная, никогда не раздражается и абсолютно все понимает. Если ты вертишься, не слушаешь или что-то делаешь не по уроку, она никогда не прикрикнет, а подойдет и положит руку на плечо. Во время урока она никогда не садилась за стол, а стояла у доски или ходила по рядам. Когда я в пятый класс пошел, то удивлялся сначала, что учителя объясняют и диктуют сидя. Потом понял: молодые они.

Иван, 12 лет

РОДИТЕЛИ

Дети должны закаляться в общении с самыми разными людьми

Предубеждений у меня нет ни против молодых, ни против пожилых учителей. Обобщения на возрастной основе вообще неконструктивны. Каждый человек и каждая ситуация должны рассматриваться индивидуально. Если учитель – настоящий специалист, его возраст заинтересует меня в последнюю очередь. В школе, где учатся мои мальчишки, есть очень пожилые учителя. Их характеры и предрассудки иногда осложняют ученикам жизнь, это правда, но ничего страшного. Дети должны закаляться в общении с самыми разными людьми.
Мои пацаны с первого класса путешествуют в Cети, а их классная руководительница убеждена, что Интернет – примерно то же самое, что наркомания. Но ведь дело не в том, что она пенсионного возраста, а в том, что компьютера у нее не было, нет, а по уровню ее заработков – и не будет. Реального опыта в этой области взять ей неоткуда, вот она и перестраховывается.

Александр К., 35 лет,
отец двух сыновей-близнецов

Не хочу, чтобы мой сын испытывал чувство страха

Пожилой учитель-предметник может быть замечательным мастером своего дела. Он прекрасно вложит в ученика знание материала. Но впихнет такими способами, что займет место, где у ребенка должно располагаться достоинство и самоуважение. Все-таки поколение наших родителей, а тем более бабушек и дедушек, было воспитано очень сурово, в духе палочной дисциплины. Они сами страдали от этого, но невольно перенесли палочные методы в современную школу, оправдывая себя тем, что советское образование было лучшим в мире, что мы первые запустили искусственный спутник. Разве вам не знакомо специфическое чувство страха перед учителями? Я не хочу, чтобы мой сын его испытывал.

Виктория Н., 32 года,
мать сына-шестиклассника

Я мечтала о том, чтобы Анечка училась у моей первой учительницы

Нам необыкновенно повезло: в этом году Анна Всеволодовна набирала первый класс. Учительницы лучше ее нет и быть не может. На пенсию Анна Всеволодовна могла уйти еще тогда, когда выпускала класс, в котором я училась. Это счастье, что она продолжает работать. У меня немало подруг, которые тоже хотели бы отдать своих детей Анне Всеволодовне.

Наталья В., 28 лет,
мать дочери-первоклассницы

УЧИТЕЛЯ

Просто мы слишком одиноки

Мы были воспитаны коллективистами, такими и остаемся. Мы не можем без своего школьного коллектива. Но если честно: нам просто нечем его заменить. В странах Запада учитель-пенсионер получает достойные деньги, к его услугам развитая инфраструктура, многочисленные возможности пенсионной жизни: путешествия по миру, клубы по интересам, система образования для ветеранов. У нас одинокая учительница, вышедшая на пенсию, остается совершенно одна в стенах своей комнаты. Подумайте – совершенно одна.

Людмила Борисовна Гапеева,
учительница истории

Я фанатик своего дела

Ни на что его не променяю. Английский язык сейчас активно востребован, так что у меня было немало возможностей поменять работу на гораздо более выгодную в материальном отношении. Даже мои дети иногда говорят: «Мама, тебя же зовут работать в банк, в фирму... Может, все-таки пойдешь?» Отвечала и отвечаю: «Нет, только в школу, только к ребятам!»

Раиса Николаевна Никифорова,
учительница английского языка

За что же лишать нас половины пенсии?

Работающий учитель-пенсионер сегодня «наказан»: у него вычитают, то есть попросту отнимают, весомую часть пенсии. О чем это свидетельствует? О том, что разговоры о рыночной экономике остаются разговорами, на деле же на пенсионеров смотрят прежним, советским взглядом: как бы он не заработал «лишнего». Но пенсия – это ведь не пособие по нетрудоспособности. Пенсию человек заработал своим собственным трудом, своим вкладом в экономику. Если он в течение десятилетий этот вклад вносил и заработал свою трудовую пенсию, он имеет на нее право, несмотря ни на что. А если он продолжает работать и тем самым укрепляет отечественную экономику, отечественное образование, то честь ему и хвала. За что же лишать его доброй половины пенсии? Кто может объяснить этот абсурд?

Сергей Иванович Панков,
учитель физики

Не знаю, что такое попросить отгул

Мы не привыкли себя хвалить, привыкли выкладываться до конца. Мы трудоголики, но в школе могут работать только трудоголики. Тяжело? Да, но это самая интересная, самая творческая работа. У меня и дочь выбрала профессию учителя, она – заместитель директора Донского педагогического колледжа. И внук в этом году поступил в педагогический университет. Я вообще не мыслю себя без школы и не понимаю, что такое попросить отгул. Школа – это жизнь. У жизни не попросишь отгула.

Галина Николаевна Сычева,
учительница начальных классов


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru