Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

УРОКИ ГРАММАТИКИ.
Великий, могучий, но прежде всего — твой, родной...

Екатерина ОРЛОВА

Не задача, а настоящая цель

Зачем нужна грамотность? Ну, например... чтобы хорошо составить резюме. Так почему бы не заняться этим на уроке?

Часто ли мы задаем себе вопрос: а зачем, собственно, надо учить детей писать грамотно? Время от времени этот вопрос все-таки возникает, хотя ответ на него и не вызывает сомнений. Понятно, что задача школы (и уроков словесности в том числе) не сводится к выработке у ребят лишь определенной степени владения навыками чтения и письма (что, правда, становится с каждым годом все более трудным делом…). Для того чтобы быть грамотным, сегодня недостаточно уметь читать, писать и считать, необходимо владеть некоторым комплексом знаний и навыков, позволяющих человеку быть полноправным участником окружающей его социальной жизни. Очевидно, что не знакомить ребят с разными стилями и жанрами письменной речи нельзя, поскольку – где бы они ни учились и ни работали дальше – учить их этому вряд ли будут, скорее всего потребуют уже «готовые» соответствующие умения и навыки.
Именно так обстоит дело и с написанием бизнес-резюме – обязательным сегодня шагом для устройства практически на любое рабочее место. Конечно, найти информацию о том, как составляется резюме и какие к нему предъявляются требования, не составляет большого труда, однако, как показывает опыт, даже взрослым людям с высшим образованием, которым есть что написать в этом самом резюме и про опыт работы, и про свои профессиональные навыки, желаемого результата удается достичь далеко не сразу. Можно, конечно, обратиться за помощью к специалисту рекрутингового агентства, но и он не сделает за вас всей работы.
Проблема заключается в следующем. Составление резюме помимо знаний о правилах и нормах этого жанра (последовательность рубрик, их графическое оформление и т.п.) требует владения несколькими очень важными умениями, выходящими далеко за рамки проблем любой грамотности. Во-первых, для того чтобы составить резюме, действительно отражающее ваши сильные стороны, демонстрирующее, насколько важны навыки, которыми вы владеете, и как бесценен ваш прошлый опыт, нужно провести некоторую «ревизию» этого самого опыта, независимо от того, насколько он велик и многогранен, что само по себе достаточно трудная задача.
Одновременно это первый плюс, первая «выгода» от обучения написанию резюме на уроках русского языка в школе. Ведь тогда выходит, что необходимость осмысления своей предыдущей деятельности, своих удач и провалов, осознание себя, своих склонностей и желаний, ресурсов и дефицитов не искусственно, не задано извне, а является обязательным условием выполнения данной задачи, своеобразным «законом жанра». Нельзя «резюмировать» пройденное и сделанное, не подвергнув его анализу и осмыслению. (Грубо говоря, даже если ты ищешь место курьера, а до этого нигде и никогда не работал, можно попытаться найти в себе и в том, что ты делал, что-то такое, что убедит работодателя: с этой работой ты справишься. При этом ни в коем случае нельзя забывать о самом главном и самом жестком для резюме правиле: писать правду и ничего кроме правды.) Да и, собственно говоря, только так – через рефлексию – опыт становится действительно Опытом, а не хаотичным набором действий, событий, ситуаций из прошлого.
Следовательно, оказывается, что цель обучения написанию резюме отнюдь не частнометодическая. Однако от этого ценность ее именно для уроков русского языка только возрастает, так как, уверена, значимость преподавания того или иного предмета в школе определяется в первую очередь тем, насколько на материале данного предмета могут быть решены не только его (предмета) узкие задачи, но и куда более широкие и важные, наверное, главные для школы: как устроен окружающий мир и как устроен я, которому предстоит жить в этом мире…
Вторым аргументом в пользу уместности такой работы на уроках в школе может служить сама структура бизнес-резюме, а точнее, алгоритм его написания. Дело в том, что первым шагом в составлении этого документа является четкое определение цели, достижению которой он и должен служить (собственно говоря, первая рубрика после Ф.И.О. и контактной информации так и называется – «цель»). Все, что будет написано дальше, должно строго соответствовать заявленной цели. (И это вторая трудность, о которую «спотыкаются» и большинство взрослых.) Подчиненность цели – а она в данном случае является указанием объекта ваших поисков: желаемого места работы, должности, зарплаты, перспектив – означает всего лишь, что, если вы хотите найти место оператора ЭВМ, необязательно писать в графе «Образование» о дипломе танцевальной школы, а вот законченные вами компьютерные курсы нужно указать все, да еще максимально презентативно.
Однако оказывается, что посмотреть на свой – пусть уже даже отрефлексированный – опыт через призму поставленной цели вовсе не просто. (Из моих наблюдений: получается, как правило, с третьего раза, причем как у школьников, так и у людей с высшим образованием.) А ведь этот алгоритм – от постановки цели в зависимости от образа желаемого результата к отбору средств ее достижения – очень близок к универсальной модели построения любой деятельности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru