Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Школа для учителя

Двери в Интернет-образование: вход без паролей и ключей? Интервью со Светланой Авдеевой.

Интернет и компьютерные технологии входят в жизнь школы то желанными, то непрошеными гостями. Сколько споров сегодня вокруг использования интернет-технологий в образовании: об изменении роли учителя, позиции ученика, об открывающихся возможностях самообучения. Тем временем все больше учителей, не посягающих на изменение содержания образования, хотят использовать в своей педагогической практике огромные возможности Интернета. В этой бездне информации можно найти яркие примеры, интересные задания, малоизвестные сведения, иллюстрации, тесты практически для любого урока; познакомиться с опытом коллег, обсудить свои методические находки и разработки. Где педагог может научиться использовать эти возможности? Например, в Московском центре Интернет-образования, о котором рассказывает его директор, кандидат технических наук Светлана АВДЕЕВА.

– Для кого может быть полезен ваш центр?
– Для учителей и руководящих работников образования, которые хотят приобрести навыки работы с компьютером, расширить свои профессиональные возможности, мы предлагаем обучающие программы.
А педагоги, стремящиеся использовать на уроках интернет-технологии, могут получить методическую поддержку на наших сайтах, принять участие в профессиональных форумах.
– Учитываете ли вы при составлении программ для учителей их интересы, запросы, способности?
– Мы работаем с марта прошлого года, обучили уже около двух тысяч учителей и после каждого выпуска вносим коррективы в программы. Конечно, результаты обучения каждого зависят от индивидуальных способностей, мотивации, первоначальных знаний.
– В какой мере ваши выпускники используют в школе приобретенные знания?
– Окончив курсы, учителя, как правило, становятся постоянными участниками нашего сайта. Сейчас на нем открыты сетевые объединения методистов. Мы долго искали для этой работы опытных учителей-предметников, знакомых с информационными технологиями. Теперь педагоги, имеющие доступ в Интернет со школьного или домашнего компьютера, могут получить методическую поддержку, разместить собственные разработки, ознакомиться с авторскими программами, проконсультироваться по поводу использования существующих обучающих программ, тестов.
– Это те программы-репетиторы, которые создавались для самостоятельного использования учениками?
– По моим данным, не больше пяти процентов детей по собственной инициативе обращаются к этим программам. Они не могут заменить учителя, который организует обучение, делает его интересным, создает мотивацию у ребенка, используя в том числе и программы-репетиторы.
Однако их создано уже довольно много, и наши методисты советуют, какой раздел из программы интересующего вас класса в какой программе представлен наиболее доступно, интересно и содержательно. Например, учитель из Владимира Михаил Филиппов уже почти год анализирует существующие учебные программы по математике и соотносит их с базовым учебным планом.
Мы отдаем себе отчет, что мало кто из учителей, работающих зачастую на полторы, а то и две ставки, может потратить большое количество времени на просмотр всех существующих программ. Такой труд под силу только редким энтузиастам.
На нашем сайте результатами их работы могут воспользоваться другие учителя, которые почувствовали, что их тетради с конспектами уроков, плакаты и таблицы на доске уже слегка устарели, и хотят использовать современные средства обучения.
– Информационные технологии – не совсем привычная для учителей сфера деятельности, и обучение в вашем центре заметно отличается от привычных курсов повышения квалификации. Комфортно ли чувствуют себя учителя, очутившись среди такого изобилия самой современной техники?
– Первые несколько дней многие чувствуют себя немного скованно. Но это быстро проходит. Мы стараемся создать творческую атмосферу на занятиях, чтобы никто не боялся нажимать на кнопки. А освоившись и получив быстрый и качественный доступ в Интернет, учителя с упоением разыскивают интересную для себя информацию.
– Но интернет-технологии, несмотря на свой масштаб, все-таки остаются лишь средством. Не теряется ли учитель на его фоне?
– Мы всегда повторяем учителям, приехавшим в центр, что можем оснастить их только средствами получения информации и обучения. А главным остается их методический, содержательный опыт.
И в своих выпускных работах наши слушатели облекают свои методики в современные электронные средства, чтобы с ними могли ознакомиться те, кто будет учиться в следующем потоке, что-то использовать в практике, усовершенствовать, какие-то идеи развить и доработать.
– Кто может рассчитывать на обучение в вашем центре?
– Требований к потенциальным слушателям у нас не так уж много. Школа, где вы будете работать после обучения, должна быть компьютеризирована: бессмысленно учить человека, если знания его не будут востребованы. Нужно обладать хотя бы минимальной компьютерной грамотностью, чтобы не тратить почти все время обучения на поиски нужной кнопки на клавиатуре.
И наверное, самое главное: учитель должен хотеть научиться и использовать в дальнейшем полученные знания и навыки. Мы рады учителям, которые еще до приезда к нам запланировали собственный проект. И отчетливо понимают, что для его реализации им необходимы знания по информационным технологиям.
Кроме того, мы приглашаем руководителей региональных управлений образования. После обучения в центре они лучше понимают, что такое единая информационная среда в образовательном учреждении, насколько велики возможности компьютерных технологий в образовании, могут оценить их эффективность, благосклоннее относятся к проблемам компьютеризации школ в своем регионе.
– Связаны ли способности к освоению компьютерных технологий с возрастом учителя?
– Я бы не сказала. Скорее это связано с состоянием души. Человек и в пенсионном возрасте может оставаться энергичным, подвижным, открытым для новых знаний. Одной нашей слушательнице было шестьдесят два года. Вы бы посмотрели, с каким интересом и энтузиазмом она училась, какую превосходную выпускную работу подготовила!
– А учителя-предметники часто к вам едут или в основном учителя информатики?
– Очень важно, чтобы не только учителя информатики, а все специалисты, работающие в школе, владели компьютерными технологиями хотя бы не хуже своих учеников, получили доступ к огромному информационному пространству.
– Можно ли сказать, что интернет-технологии настолько мощный инструмент, доступный и взрослому, и ребенку в современном мире, что роль учителя постепенно меняется?
– Безусловно. Если раньше в основном учитель был источником знаний, то теперь ребенок, выходя в Интернет, может найти информацию самостоятельно. И в изменившихся условиях учитель должен быть готов стать советчиком, консультантом в процессе образования ребенка. Не столько отвечать на его вопросы, сколько помогать ему в поисках ответа. И, самое главное, побуждать ребенка самостоятельно задавать все новые и новые вопросы. Потому что при нынешнем обилии информации дети все меньше задумываются и по-настоящему интересуются содержательными вещами.
Мы помогаем учителям осознать эту новую роль в классе. Учим, как с помощью информационных технологий можно сделать жизнь в школе более интересной, создать те или иные образовательные проекты.
У многих детей – повышенный интерес к компьютеру, и учитель, используя его, может сделать информационные технологии мощным источником развития способностей учеников.
– Возможно ли это, если в школе всего несколько компьютеров?
– Главное – желание. В Самаре в школе № 124 всего два компьютера, и у семи-восьми учеников они есть дома. При этом ребята участвуют во многих интернет-проектах, в том числе и совместно с детьми из Австрии, США; сделали мультимедийный фильм о пушкинском Петербурге.
– Какие еще знания, необходимые учителю-практику, получают ваши слушатели?
– Мы учим красиво, эффектно оформлять свои материалы. Это пригодится учителю и при подготовке урока, и для презентации его методических разработок.
– Какие именно программы вы предлагаете для школьных учителей и засчитываются ли они как курсы повышения квалификации?
– Документы об окончании наших курсов действительны при тарификации и аттестации. После обучения по программе “Интернет-технологии для учителя-предметника” слушатели получают удостоверение о повышении квалификации. Закончившие курс “Тьютор Интернет-образования” получают свидетельство.
Для управленцев мы предлагаем программу “Использование информационных технологий в управлении образованием”. “Системный администратор школьной интернет-площадки” – программа техническая и может быть полезна для учителей информатики, обслуживающих школьный парк компьютеров и поддерживающих школьные локальные сети.

Беседовала Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru