Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Елена КУЦЕНКО

Колонка редактора

“Когда б вы знали, из какого сора...” растут не только стихи, но и самые лучшие уроки. По крайней мере мои.
Время от времени я пытаюсь заранее сочинить правильный урок. Долго и вдумчиво. Все чин по чину: этапы, задачи... Но неизменно, когда провожу его, строго придерживаясь конспекта, чувствую себя так, будто весь класс уселся на санки, а я везу их по асфальту.
Зато самые лучшие уроки придумывались мгновенно: я вдруг где-нибудь в метро понимала (видела? чувствовала?), каким он будет. От начала до конца, с формами работы, возможными примерами, дополнительными заданиями, чтобы увлечь сильных, с заданиями-поддержками для неуверенных в себе. Это не значит, что я не передумывала его на ходу, чувствуя, что так будет правильнее, уместнее.
И урок скользил легко, вдохновенно, стремительно – будто мы вместе с ребятами азартно неслись на санях с накатанной снежной горы.
Конечно же образ урока возникает не на пустом месте. Он соткан из детского воспоминания, перечитанного вовремя стихотворения, запаха снега, виденного накануне спектакля, неожиданного телефонного звонка... И из опыта тысяч проведенных-прожитых уроков.
И только тогда возникают моменты, когда все получается, легко рифмуются настроение класса, работа, погода, тексты, стихи звучат необыкновенно точно и чисто. И случаются совершенно волшебные вещи: когда с увлечением читали и писали о кошках, вдруг в приоткрытую дверь вошел неизвестно откуда взявшийся кот и уютно устроился на подоконнике. Или после того как почти целый урок бились над тем, как лучше, точнее прочитать заклинание февраля из “Двенадцати месяцев”, завьюжило и замело на целую неделю.
Дело доходит до того, что ребята всерьез предлагают: “Надоела слякоть, давайте хороший зимний текст напишем”.
Трудно поверить, но снег и в самом деле выпал, правда чахлый и неубедительный. И из этого первого снежка родился еще один урок.
Утром все в классе, кроме меня, в совершеннейшем восторге:
– Я, когда шел в школу, увидел снег, поставил портфель и покувыркался.
– А я набрала его побольше, прижала к себе, сначала совсем холодно не было, а потом как заморозило!
А мне пришлось признаться, что для меня сегодняшнее утро – окончательное расставание с любимым летом, пролог к бесконечной зиме.
Мы так по-настоящему это обсуждали, что, отменив все, что было задумано на сегодняшний день, я взяла с полки томик поэзии и, полистав, нашла “Первый снег” Брюсова и стихотворение Бунина с тем же названием. Первое – праздник, сияние, уход от вчерашней серости и прозы; второе, наоборот, сожаление, щемящая печаль об уходящем. Ни в одном известном мне сборнике или учебнике они не стоят рядом, никогда раньше я не работала с ними в классе. Только в этом году. Так все сложилось. И, может быть, никогда не повторится.
Снежок, как водится, растаял. А мы стали писать сказки о том, почему тает первый снег. А потом придумаем что-нибудь новое.
Однако нельзя бесконечно вариться в собственном соку, невозможно бесконечно тратить силы и вдохновение, ничего не получая извне.
Начались каникулы. Предлагаю для повышения профессионального уровня отложить на несколько дней конспекты, планы, программы и тетради. И просто порадовать себя: перечитать любимую с юности книгу, посмотреть хороший фильм, позвать в гости друзей. И первый же урок зазвучит
“...задорен, нежен,
На радость вам и мне”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru