Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА

Когда произносишь слова “виртуальная школа” среди учителей, никто не остается равнодушным. Словно по мановению волшебной палочки люди делятся на ее сторонников и противников. В этом мы смогли убедиться на Пятых Соловейчиковских чтениях, когда маленькая комната-студия с трудом вмещала тех, кто хотел говорить о виртуальной школе. Тогда мы с жаром обсуждали, любые ли программные продукты можно считать учебными пособиями для виртуальной школы. Снова и снова возвращались к обсуждению противоречий, заложенных в самом понятии “виртуальная школа”, думали о роли учителя и структуре образовательного процесса. Сегодня мы продолжаем обсуждение, концентрируясь на этот раз на возможностях и интересах учителя такой школы, сопоставляя опыт отечественной школы с идеями педагогов из Великобритании.

Денис ХИЛТУНЕН

Компьютер – только инструмент

А главное все равно зависит от нас

Хороша виртуальная школа или нет? Таит ли уже сама идея такой школы в себе опасности или открывает удивительные перспективы? И прежде всего – шаг ли это вперед или… Бессмысленно и бесполезно разбираться в этом – все будет так и именно так, как решит для себя каждый из нас. Я просто думаю, что виртуальная школа – это именно то, что мне сейчас важно и нужно. И вот, например, почему.
В виртуальной школе (где виртуальными являются лишь стены, классы и нянечки…) обеспечить учителя аудиторией, а ученика авторитетами и авторитетными мнениями не сложнее, а проще, чем в школе реальной. У преподавателя появляются новые средства и инструменты «трансляции» – правда, их предстоит осваивать.
Как это может выглядеть на деле? Учитель создает курс, изучает и отбирает для него ссылки на информационные ресурсы в Сети; пишет задания, которые доступны всем желающим проверить свои знания, и публикует их на сайте школы. Теперь учителю предстоит убедиться, что его курс успешен/не успешен, принять на е-мейл ответы учеников, проанализировать их и оценить. Далее существующий курс можно бесконечно улучшать и совершенствовать или, кто знает, вообще заняться чем-нибудь другим. В более сложном варианте всю рутинную работу (публикация обновлений курса, обработка почты и анализ ответов) выполняет компьютер. Важно понять и уяснить для себя: курс пишет учитель – живой, умный; изучает курс и дает ответы ученик – любопытный, добросовестный или совсем наоборот, как и бывает. Компьютер и Интернет – даже не посредники, а просто средство, инструмент.
Или пройдем такой дорожкой: виртуальный учебник – виртуальные курсы – виртуальная школа. Под виртуальным учебником я понимаю учебник, которого как бы нет – он существует в виде программы, которая меняется и модифицируется в зависимости от того, кто с ней работает. И это просто – таких программ много. По сути, любой компьютерный тренажер иностранного языка – пример виртуального учебника. И не обязательно лезть в интернет, чтобы программу такую найти.
Виртуальные курсы. Здесь интернет уже нужен. Либо как минимум нужна компьютерная сеть, доступ в которую каким-то образом ограничен. Понятно, что виртуальные курсы – просто место в Сети, где предоставляется возможность тренироваться в навыках или получать новые знания по существующим виртуальным учебникам. Они уже есть. Мало.
Осталось совсем немного напрячь фантазию, чтобы представить, что курсы могут быть объединены в школу: достаточно создать программу (в смысле план) образования и собрать в одном каком-то, пусть виртуальном, месте действующие проекты. Уже есть, но совсем мало.
Какое отношение все это имеет к сегодняшней школе и школьным предметам? К алгебре, например. Даже не вдаваясь в сложные рассуждения о том, с какой целью мы находили площади всевозможных треугольников, ясно, что большую часть знаний мы получали из учебников, с авторами которых не были знакомы. И роль учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать и создать мотив, пробудить желание разгадывать сложные задачки, а может, и научить видеть в равновесии формул особенную красоту. С помощью учителя мы учились у учебника.

Человек, испытывающий потребность и необходимость получать новые знания, – еще не ученик. Такой человек не в наставнике испытывает потребность, а в знаниях. Ученик – это человек, готовый довериться авторитету учителя.
Человек, владеющий знаниями и опытом, которые кем-то востребованы, – еще не учитель. Учитель – это человек, который может знания эти передать. Талантливый учитель умеет создавать себе учеников.
У учителя могут быть две цели: транслировать себя и транслировать знания. Разница невелика: в первом случае речь идет о собственном опыте, во втором – об опыте чужом или общем. У ученика тоже может быть несколько целей: убедиться, что он лучший; убедиться, что он прав; наслаждаться возможностью роста.
Каким образом отсутствие стен и нянечек может помешать ученику и учителю состояться в виртуальной школе? Я не вижу ни одного повода яростно защищать правильность и исключительность существующей школы-дома, так же как не вижу необходимости отстаивать право на существование школы в Сети – такие школы просто уже есть. Скажу лишь, что очевидная возможность выбора – это всегда здорово.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru