Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Объекты

Улица красивой жизни

Большая Садовая улица парадна, красива и целенаправленна. Цель ее – красивый образ жизни. Именно для этого она и существует со своими свежеотреставрированными фасадами, ресторанами и магазинами. Последние же были здесь всегда и профиль имели весьма разнообразный.

В ХIX столетии, как, впрочем, и сейчас, путеводители по городу укомплектовывали всяческой рекламой. Разве что ее было гораздо больше. Этой участи не избежала и книжка “Прошлое Ростова”, выпущенная в 1897 году. Чаще всего в рекламном блоке упоминается адрес: “Большая Садовая улица”. Что же на ней можно было купить?
Вот, например, первое объявление: “Магазин новостей Торгового Дома Е.Дьячков и В.Пономарев в Ростове-на-Дону”. Так что это были за новости? А вот такие: “Большой выбор заграничных и русских мануфактурных, шелковых, шерстяных, полотняных и бумажных товаров; столового и дамского белья, мебельной материи, гардинной тюли, готовых дамских пальто и мехового товара”. То есть Дьячков с Пономаревым содержали обычный модный магазин, и слово “новости” обозначало как раз остромодность, современность предлагаемой “гардинной тюли” и так далее.
Вообще модные магазины составляли суть торговли на Большой Садовой. “За элегантным и хорошим мужским платьем предлагаем обращаться в магазин Макса Фрид… Огромный выбор мужского платья новейшего покроя на всякий рост, а также заграничных и лучших русских материй для заказов”. Такие объявления были не редкостью в то время.
Вместе с “бутиками” первенство на Большой Садовой разделяли магазины продовольственные. “Товары: бакалейные, гастрономические, винные и водочные, а также производства паровых: крупчат, мельницы, макарон, фабрики и пиво-медоваренного и лимонадного заводов”. “Специальный Гастрономический и Винный магазин П.А.Леонова… Снабжен: всевозможными лучшими закусками, винами иностранными и русскими. Всегда имеются: Московская колбаса и Литовская ветчина. Разные сыры. Цены умеренные”.
В те времена, как и сегодня, рекламодатели предпочитали цены не афишировать, просто указывать на их “умеренность”. Приедет покупатель – разберется сам.
Бывали магазины более узкой направленности. К примеру, вот такой: “Торговля старыми натуральными санторинскими винами собственных садов И.Э.Деймези”. “Китайский чай собственной выписки товарищества “Приемник Алексея Губкина А.Кузнецов и Ко”. Эти, на всякий случай, указывали свой основной капитал: десять миллионов рублей.
Не обделялись вниманием и “предметы досуга” (“Оптовая и розничная продажа струнных, духовых и проч. инструмент., всех музыкальн. принадлежн. и материалов”), и “отделочные материалы” (“Специальная торговля обоями русских и французских фабрик И.Д.Озерова”), и “бытовая химия” (“Торговля аптекарскими, парфюмерными и москательными товарами”).
Оказывались самые разнообразные услуги. “Мастерская иконостасных, позолотных и скульптурных работ и золочение мебели… производ. всев. фантаст. рам для зеркал, картин и портретов”. “Фотография “Makart” П.А.Хлебникова. Портреты на всевозможных бумагах и различной величины акварелью, масляными красками и тушью”.
Нельзя сказать, что магазины на Большой Садовой улице предназначались только лишь для сладкой жизни разбогатевших горожан. Вот, например, такое объявление: “Настоящие швейные машины Зингер. Специально для домашнего употребления, с простою и изящной отделкой для всякого рода портняжных и белошвейных, а также сапожных, шорных и седельных работ; для фабрикации корсетов, зонтов, перчаток, трикотажей, мешков, брезентов, палаток, приводных ремней и проч.”
Вряд ли фабрикацией корсетов и палаток занимались светские львицы из высшего общества.
И все же главное для нас сейчас – не столько содержание ростовских магазинов, сколько неподражаемая музыка провинциальной рекламы девятнадцатого века – эти “всев. фантаст. рамы” и прочие маркетинговые приемы. Такие трогательные и забавные сегодня, а тогда, возможно, приносящие рекламодателю немалый дополнительный доход.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru