НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Абрам Рейтблат
Как Пушкин вышел в гении:
Историко-социологические очерки о
книжной культуре пушкинской эпохи
М.: Новое литературное обозрение, 2001
И эта книга тоже про Пушкина. Правда, не
вся: всего лишь одна статья (давшая имя сборнику)
полностью посвящена поэту. Абрам Ильич Рейтблат
– социолог литературы, притом один из
авторитетнейших, так что художественные
достоинства пушкинских текстов для него не
играют особой роли. Про это, в конце концов, уже
сказано достаточно. А вот про социальный
контекст творчества поэта, про секрет его
литературного успеха доныне специальных
исследований почти не было.
Между тем опыт этого успеха мог бы пригодиться и
писателям-современникам. Статья Рейтблата
убеждает: Пушкин был первым в России
литературным пиарщиком, изящно и эффективно
раскручивавшим собственную персону. Формула
пушкинского успеха, по Рейтблату, – в нескольких
слагаемых. Прежде всего поэт уже в первых своих
произведениях (прежде всего в «Руслане и
Людмиле») «смог затронуть и представить в
сложном, проблемном сочетании ряд актуальных для
русского общества того времени вопросов». Проще
говоря, удачно выполнил некий витавший в воздухе
общественный заказ на «национальную поэму» – в
меру легкую, в меру глубокомысленную, в меру
«русскую», в меру «западную». Кроме того, Пушкин с
первых шагов в литературе избрал единственно
верную, адекватную эпохе тактику: он
ориентировался на широкую просвещенную публику,
а не только на узкий, «домашний» круг знатоков.
Еще один важный момент: по наблюдению автора,
поэт «для своего времени был исключительно
продуктивен и часто выпускал книги». А это
позволяло ему всегда быть на виду и на слуху.
Наконец, бытовое (весьма скандальное) поведение
Пушкина, аура запрещенности и южная ссылка
добавляли романтического шарма стихам,
способствуя и их рыночному успеху. Уже к середине
1820 годов число фанатов Пушкина по всей России
исчислялось тысячами… Немудрено, что за
рукопись «Бахчисарайского фонтана» поэт получил
от издателя 3000 рублей – рекордную по тем
временам сумму, уплаченную за стихи. (Впрочем, как
журнальный издатель Пушкин оказался куда менее
удачлив в коммерческом плане.)
И другие статьи и очерки в книге тоже о
пушкинских временах: об альманахах и III Отделении,
о зарождении публичных библиотек и становлении
авторского права, о низовой книжности и русских
бестселлерах начала ХIХ века. Ведь «до этого
времени в России, – пишет автор, – по сути дела,
не было литературы в современном смысле слова, т.е.
в виде автономного социального института с
развитой дифференцированной системой ролей».
Ситуация кардинально изменилась в 1820–1830 годах,
когда литература начала постепенно выходить «из
салонов и кружков на всеобщее обозрение»,
становясь фактом культурной и социальной жизни.
В те дни впервые российский поэт почувствовал
себя «больше, чем поэтом».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|