Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Абрам Рейтблат
Как Пушкин вышел в гении:

Историко-социологические очерки о книжной культуре пушкинской эпохи
М.: Новое литературное обозрение, 2001

И эта книга тоже про Пушкина. Правда, не вся: всего лишь одна статья (давшая имя сборнику) полностью посвящена поэту. Абрам Ильич Рейтблат – социолог литературы, притом один из авторитетнейших, так что художественные достоинства пушкинских текстов для него не играют особой роли. Про это, в конце концов, уже сказано достаточно. А вот про социальный контекст творчества поэта, про секрет его литературного успеха доныне специальных исследований почти не было.
Между тем опыт этого успеха мог бы пригодиться и писателям-современникам. Статья Рейтблата убеждает: Пушкин был первым в России литературным пиарщиком, изящно и эффективно раскручивавшим собственную персону. Формула пушкинского успеха, по Рейтблату, – в нескольких слагаемых. Прежде всего поэт уже в первых своих произведениях (прежде всего в «Руслане и Людмиле») «смог затронуть и представить в сложном, проблемном сочетании ряд актуальных для русского общества того времени вопросов». Проще говоря, удачно выполнил некий витавший в воздухе общественный заказ на «национальную поэму» – в меру легкую, в меру глубокомысленную, в меру «русскую», в меру «западную». Кроме того, Пушкин с первых шагов в литературе избрал единственно верную, адекватную эпохе тактику: он ориентировался на широкую просвещенную публику, а не только на узкий, «домашний» круг знатоков. Еще один важный момент: по наблюдению автора, поэт «для своего времени был исключительно продуктивен и часто выпускал книги». А это позволяло ему всегда быть на виду и на слуху. Наконец, бытовое (весьма скандальное) поведение Пушкина, аура запрещенности и южная ссылка добавляли романтического шарма стихам, способствуя и их рыночному успеху. Уже к середине 1820 годов число фанатов Пушкина по всей России исчислялось тысячами… Немудрено, что за рукопись «Бахчисарайского фонтана» поэт получил от издателя 3000 рублей – рекордную по тем временам сумму, уплаченную за стихи. (Впрочем, как журнальный издатель Пушкин оказался куда менее удачлив в коммерческом плане.)
И другие статьи и очерки в книге тоже о пушкинских временах: об альманахах и III Отделении, о зарождении публичных библиотек и становлении авторского права, о низовой книжности и русских бестселлерах начала ХIХ века. Ведь «до этого времени в России, – пишет автор, – по сути дела, не было литературы в современном смысле слова, т.е. в виде автономного социального института с развитой дифференцированной системой ролей». Ситуация кардинально изменилась в 1820–1830 годах, когда литература начала постепенно выходить «из салонов и кружков на всеобщее обозрение», становясь фактом культурной и социальной жизни. В те дни впервые российский поэт почувствовал себя «больше, чем поэтом».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru