Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУХНЯ

Вячеслав БУКАТОВ

Принципиальные мелочи

Режиссерские подсказки по конструированию и проведению на уроках дидактических игр

  • Перед началом игрового задания не спешите с провозглашением дидактической цели и с постановкой учебной задачи.

  • Продумывайте членение «событийного ряда» игрового задания таким образом, чтобы деятельность сложная была замаскирована выполнением учениками действий, достаточно для них легких, то есть обрамляйте простыми, незамысловатыми действиями каждый новый шаг алгоритма.

  • Каждый этап работы начинайте со смены мизансцены: или поменяйте местонахождение учеников (у окна, у доски, в уголке), или поменяйте их телоположение (стоя, сидя за столами, сидя «без столов», сидя на корточках), или же поменяйте набор сопровождающих игровых движений.

  • Заранее продумывайте, как и в какие моменты следует избавляться от штампов «парной педагогики» (учитель – ученики), заменяя ее режиссерской организацией непроизвольного внимания учеников к мнению, умениям, действиям, целям друг друга.

  • Задания формулируйте на уроке таким образом, чтобы не мешать ученикам вкладывать в услышанную формулировку личные подтексты, обеспечивающие в классе особую, ситуативную, комфортную и добродушно-веселую атмосферу личной игривости по отношению как к педагогу, так и друг к другу.

  • При первом повторении игрового задания на следующем уроке обращайте внимание на обеспечение в нем новой новизны, неожиданности и непонятности, а при повторениях последующих делайте акцент на ритуально-традиционном повторении самых эмоциональных для учеников моментов (приемов, ходов) игрового задания.

  • Составьте список любимых детских игр (времен своего детства или игр, любимых вашими учениками) для использования этих игр (или их элементов) на своих уроках (хотя бы в качестве разминки-разрядки).

  • Помните, что живость проведения дидактической игры по большей части зависит от живости поведения учителя (сухость в его поведении или, наоборот, развязность и кокетство могут подпортить эффективность любой, казалось бы, так хорошо продуманной дидактической игры).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru