Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПОПРОБОВАТЬ ЧТО ЛИ?

Вячеслав БУКАТОВ,
Мария ГАНЬКИНА

Фраза из заданных слов

Ведущий называет любой набор слов: лестница, человек, часы или течет, шум, машина (наборы лучше всего составлять по случайному принципу). Участнику предлагается составить предложение (картину из одного предложения), в котором были бы все заданные слова. Разрешается менять не только порядок заданных слов, но и грамматические категории: числа, падежи, роды и так далее (у глаголов – времена и наклонения).
Затем можно дать задание посложнее, в котором одно из существительных в наборе (например, шум) закрепляется как обязательное подлежащее в конструируемой фразе, то есть как главное действующее лицо. Также для усложнения можно давать слова, для того или иного возраста отнюдь не простые по значению. Например, набор режиссер, драматург, актеры, пьеса, пауза заставляет детей призадуматься.
Когда учитель дает несколько слов, которые должны быть включены в предложение (то есть составлять “мысль”, целостную картину), то два-три слова дети легко соединяют во фразы. Труднее – пять-шесть.
Набор слов (даже весьма неожиданный) легко складывается в предложение, если слова из повседневного обихода (воробей, лестница, бант, холодно). И гораздо труднее – когда учитель привлекает слова, которые он хочет ввести в обиход детей.
Например, на уроке геометрии предлагается набор угол, гипотенуза, конус, квадрат. Игра станет разгораться, если учитель будет принимать все детские предложения с этим набором, даже когда их смысл совсем не геометрический: “Угол договорился с конусом познакомить гипотенузу с квадратом”. Перебор негеометрических смыслов приводит некоторых учеников (особенно при работе малыми группками) к конструированию смыслов геометрических, что всеми присутствующими воспринимается очень заинтересованно: “Угол конуса был таким, что гипотенуза падающей на плоскость тени совпадала с диагональю квадрата, начерченного на той же плоскости”. Взаимные деловые придирки внутри малой группки позволяют обсуждающим находить формулировки, даже такие виртуозные, как, например, эта: «Какой треугольник вращали, если его гипотенуза при этом образовала конус, центральный угол которого равен углу квадрата?» (Ответ: вращали равнобедренный прямоугольный треугольник.)

Приведем пример конечного результата, сочиненного малой группкой по набору герой, дети, актер, сказка, премьера: “Дети, пришедшие на премьеру знакомой сказки, обрадовались встрече с любимым героем, которого играл знакомый актер”. (Обычно только в третьем и более старших классах можно услышать в живой детской речи предложения с причастными и деепричастными оборотами, хотя встречаются с ними школьники и понимают их гораздо раньше. Поэтому для обогащения речи предлагаемая форма тренировки, как видите, бывает очень полезна).
Когда было задано поменять главное действующее лицо, оставляя содержание сочиненной фразы, то получилось: “Актер с удовольствием играл героев знакомой детям сказки и имел на премьере большой успех у зрителей”. Другая же группка предложила: “Герой сказки в исполнении любимого детьми актера на премьере заслужил бурные аплодисменты”.

Варианты проведения этой дидактической игры см. в «Хрестоматии игровых приемов обучения» (серия «Я иду на урок» библиотеки «ПС»)


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru