Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Тема сегодняшней странички – профессиональная кухня учителя. Кухня – она и есть кухня: шум-гам, дым коромыслом, на сковороде шкворчит, в кастрюле кипит, в духовке румянится... Мы надеемся, что у вас потекут слюнки и вам захочется вместе с вашими учениками сварганить то или иное социоигровое блюдо. И не отчаивайтесь, если первый блин будет комом – он же не последний!

КНИГА О ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ ДИДАКТИКЕ

Мария ГАНЬКИНА,
Вячеслав БУКАТОВ

Что делать с замороженными новенькими?

Социоигровые рецепты

– Мы добрали в пятый класс шесть человек. Тут же возникли проблемы с письмом. Когда нужно что-то записать или письменно выполнить упражнение, то наши уже почти все сделали, а те только-только проснулись: что? где? какое упражнение?
Пробовал новеньких рассредоточить – в пару со старенькими посадить. Но все равно они не успевают. Физически. Темп письма низкий.

Рецепт. Тормозятся они из-за того, что все вокруг происходит быстро. Им бы надо помочь въехать в общий темп работы.
Внесите в какую-то совместную работу элемент проигрыша. Первое, что приходит на ум, – это эстафета на скорость по рядам (или по вариантам). Скажем, каждая цепочка бежит и пишет одно и то же предложение на доске – от каждого ученика по одному слову (при этом важно, чтобы мел передавали из рук в руки). И тогда тормозящие новенькие волей-неволей станут пошевеливаться, чтобы не подвести свою команду.

– Я на русском языке запустил игру в «загибалки». Знаете, это когда каждый по секрету от остальных пишет на листочке ответ на вопрос, загибает листочек и по сигналу передает его по кругу соседу. Потом отвечает на следующий вопрос, снова загибает листочек и передает соседу и так далее. Вопросы такие: когда? где? какой? кто? что сделал(а)? что из этого получилось? мораль? Ответив на все вопросы и в последний раз передав листок по кругу, каждый разворачивает доставшийся ему скрученный листок и читает получившуюся историю-небывальщину типа «жидкий баран летал по заостренному небу». Полезная штука: тут тебе и части речи, и члены предложения, и удовольствия полон рот.
Так вот, новенькие не успевают написать ответ на очередной вопрос и передают по звоночку недоделанную работу. Потом в конце листочек разворачивается, а на нем – бессмыслица, потому что не хватает какого-нибудь члена предложения. Старенькие, конечно, серчают, и начинаются разборки.
Я попробовал отдать звонок новеньким. Но тогда работа становится вообще безразмерной: они сидят и над каждым словом думают до упора. Темп у них совершенно другой!


Рецепт. «Загибалки» – это когда каждый один на один с этой бумажкой и сам с собой. Как тут ребенку увидеть свою проблему, всю ситуацию в целом? А проблему эту надо вытащить на свет Божий. Чтобы она стала видна снаружи. Чтобы тот, кто тормозит, сам увидел, что он тормозит. Тем и хороша эстафета.
А можно «загибалки» модифицировать в эстафету по рядам? Допустим, по человеку от каждого ряда бегут к доске и пишут ответ на вопрос «когда?», следующие – «где?», «кто?», «что делал?» и так далее… Ан нет, ничего не выйдет. Чепухи не получится: все видят, что написано на доске, и поэтому предложения будут «правильные», типа «травка зеленеет, солнышко блестит»… Хотя темп высокий, да если еще задавать жанр – например, веселое предложение или фантастическое, – то будут интересные предложения. А если глаза завязывать?.. В общем, можно что-нибудь придумать…
Главное – перемешать ребят так, чтобы в каждой из этих шести цепочек (рядов) было по паре «тормозов». Когда в эстафете настанет их черед, весь класс будет их подзадоривать. Тогда им легче будет приноравливаться к общей работе.


– Среди наших новеньких есть один мальчик, который даже на их фоне «тормоз». Он очень часто вообще выпадает из ситуации. Но если он «въехал» в ситуацию, если он «на коне», то начинает все успевать. Достаточно в начале урока вызвать его к доске, и он начинает успевать. Но его надо тащить за собой. Как бы поделиться с ним инициативой?

Рецепт. Тот факт, что у доски парень приходит в норму, означает, что он привык работать на учителя. А поощрять эту привычку не стоит.
Работайте через посыльных. В классическом варианте групповой работы посыльные каждый раз должны быть разные. Значит, и «тормозу» придется бежать к вам за очередной информацией. Пусть возвращается в свою группу – его тормошат, а он двух слов связать не может. Пусть! Пусть идет в соседнюю группу советоваться. Или, наоборот, группа, ничего от него не добившись, сама идет советоваться. Тоже неплохо. Вашему «тормозу» будет полезно и то и другое.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru