Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Наша школа ничем от других не отличается...

Константин Леонидович ЛЮБИМОВ
c. Покровское Приволжского района
Ивановской области

– Я работаю в этой школе двадцать семь лет, тринадцать – в качестве директора. Попал сюда по распределению после окончания Ивановского государственного университета. Думал, что это ненадолго – сам я городской житель, из Кинешмы. А вот остался – вместе с супругой, учительницей физики. Наша школа ничем, наверное, от других не отличается. Хотя, конечно, есть свои задумки. Всего у нас двадцать учителей, сто тридцать учеников из шестнадцати деревень. Приходилось быть и завхозом, и бухгалтером, и рабочим по обслуживанию здания. В начале девяностых мы вышли из централизованной бухгалтерии районного отдела образования, открыли три счета. При помощи директора совхоза решили вопрос с жильем для учителей, выделив всем квартиры в панельных домах. Даже молодые специалисты, приехавшие из других населенных пунктов, оставались у нас работать. Тогдашний руководитель совхоза понимал: если мы хотим обеспечить своих детей качественным образованием, надо поддерживать местных учителей.
Мы корректировали общеобразовательные предметы с учетом местной специфики. Дополнительное количество часов отводили на химию и биологию, был даже особый курс – «Химия и сельскохозяйственное производство», уроки экологии. На уроках труда ребята занимались по программам «Хозяин сельского дома», «Хозяйка сельского дома». Был введен трехгодичный курс «Основы агротехники и механизации сельского хозяйства». После одиннадцатого класса ребята сдавали экзамен и получали право вождения трактора и грузовика, что очень важно в селе. Чтобы наши ученики на практике осваивали сельскохозяйственное производство, была построена школьная микроферма, ребята выращивали телят, поросят, были свои тракторы, машины.
Сейчас ситуация поменялась: родителям много месяцев не платят зарплату, мы не можем просить их помогать школе. Поэтому на уроках труда мы стараемся сами зарабатывать на ремонт школы, учебники, технику. В учебном плане есть предмет «сельскохозяйственный труд», все ученики средних и старших классов каждый день несколько часов работают на ферме. Надо прийти к шести часам утра, напоить-накормить животных, убрать там, потом пойти на уроки, в обед заглянуть еще раз и потом вечером. Раньше мы им даже оплачивали эту работу, за счет средств от реализации продукции ребята побывали в Севастополе, в Молдавии, в Москве. У нас была традиция – куда-нибудь обязательно вывозить выпускной класс. Теперь нет такой возможности, но мы ездим с ребятами в Плес, в Музей Левитана, чтобы они знали, на какой земле растут.
С дисциплиной у нас вопроса никакого нет, единицы курящих мальчишек, о наркотиках и говорить нечего. В прошлом году мы выпустили двенадцать человек, из них двое – серебряные медалисты, десять поступили в высшие учебные заведения, многие – в Ивановский университет. Может, это потому, что ребята видят плоды своего труда, бесплатно питаются в школьной столовой за счет продажи ими же выращенной картошки.
А как получилось в этом году? Бюджетные деньги потрачены на зарплату, на детское питание, транспорт и на группу продленного дня. Ни на командировочные расходы, ни на методическую литературу, ни на книги в библиотеку денег нет. И я говорю нашим районным начальникам образования: «Скажите, где я могу взять кредит?»
Есть идея создать межшкольный учебно-производственный комбинат. Рядом с нами Гаврилковская школа, у них есть картофелеуборочный комбайн, у нас – трактор, плуг, борона. Каждой школе невозможно приобрести полный набор сельскохозяйственной техники, значит, надо как-то скооперироваться. Допустим, мы обеспечиваем все школы района картофелем, Гаврилковская школа заготавливает корма, другая, соседняя Новская, школа развозит продукцию. Вот такие идеи выживания в новых условиях.
А вообще директором сельской школы быть тяжело. Я бы работал лучше учителем математики – ведешь свои уроки и не думаешь об отоплении и электричестве....

__________________________________________________________________

Сколько всего уже было сказано и написано о сельской школе. Мы придумываем, как спасти маленькие школы, рассказываем об их уникальном опыте, получаем читательские отклики. Вроде бы жизнь где-то налаживается. И вдруг приходит это письмо – без обратного адреса и подписи. На штемпеле обозначена Волгоградская область. На тетрадном листе в клетку уместились два полюса деревенской педагогики – дети, растущие на отечественной классике, поросята, растущие на сухой соломке. Главные заботы сельского учителя. Это всего лишь метафора или единственная для многих реальность? Может быть, именно поэтому и письмо подписано просто “сельский учитель”...

Моя работа учителя – это мое хобби. А зарплата – это поощрение за мое увлечение. Все мое материальное благосостояние зависит от личного хозяйства.
Сегодня мне было не до работы. Я вела уроки, а мои мысли кружились вокруг хозяйства. Скоро должна опороситься свинья, а на улице холодно. Чтобы поросята были здоровыми, у них должна быть сухая, теплая подстилка, нужно много соломы. А вот солому-то и не подвезли. Можете себе представить, учитель стоит у доски в классе и смотрит в окно – не проехала ли тележка?
Смешно... Да, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Сельский учитель

P.S. А мы говорим о какой-то реформе!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru