Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Пятые Соловейчиковские чтения

Александр ЛОБОК: “Нормальный школьный урок? Я бы умер от скуки!”

Вслушивание в Александра Михайловича всегда приводит к результатам непредсказуемым. Внезапно открываются внутренние воротца, начинается уяснение для самого себя неких понятий и вещей, не имеющих ничего общего ни с темой разговора, ни с проблемами, которые в данный момент нужно решать. Магия этого контакта необъяснима. Полученные знания не предугадать (не заказать, не проструктурировать) заранее ни учителю, ни слушателю, ни собеседнику.
А тут еще у Лобка проблемы – ура! – будет интересно (совершенно эгоистично, не правда ли?).
Схематично педагогический – нет, не тупик, скорее закоулок можно обрисовать так. Дойдя до рокового возраста 13–15 лет, дитя, рассуждающее о фразе Бродского “Свобода, когда забываешь отчество у тирана”, начинает беседовать по телефону следующим образом: “Я чисто такая стою, а он типа подходит...”
“Почему происходит сумасшедший кризис, разрыв с учителем, почти предательство? – рассуждает Александр Михайлович. – Человек пытается осуществить себя социальным существом, примериться к норме, а норма – другая. Социум живет по законам примитивного менталитета. Некоторые вдохновенные педагоги решили, что культура – это ценность, Рембо в оригинале – это ценность. А мир говорит иное. Наступает период тотальной внутренней примитивизации”.
Старшеклассница жалуется: во всех тусовках Екатеринбурга, в какой-нибудь дискотеке “Люк”, не найдется ни одного человека, что не покрутил бы пальцем у виска, узнав, что любимая книга девочки “Преступление и наказание”.
А ведь детей учат так, а не иначе не потому, что такая форма выпендрежа, и не потому, чтобы себе собеседников вырастить. А просто никак нельзя по-другому. Если в соответствии с внутренними требованиями, если привык все делать честно. “Нормальный школьный урок я никогда бы в жизни не смог провести, умер бы от скуки на первых десяти минутах”, – говорит Лобок.
Ребенок осознает, что с ним сделан “неприличный эксперимент”, а он никого об этом не просил. Хочется быть как все, а не получается, даже в дворовой лексике проступает изощренное владение словом. Социум вычисляет чужака. И возникает мысль об уходе в массовую школу.
Полагаю, что каждый педагог, каждый родитель однажды сталкивается с такой проблемой. Кого растить? Полноценного члена общества, того, кому предназначены рекламы, сериалы, дебильские журнальчики? Или, выложив без утайки все накопленное, всем поделившись, ничего не пропустив, выпустить в мир существо, которое, как заранее известно, будет отторгнуто, не принято, не понято во дворе, в компании, в ночном клубе, в подростковой среде?
И все равно всякий раз знаешь, что выбора, собственно, и нет. Учить и воспитывать будешь не с позиции “чтоб ему потом было комфортно”, а по своей честности.
А подростковый возраст со страстью к нивелированию, к стремлению “как все” пройдет. И человек будет ценить именно свою непохожесть, неповторимость. И деваться некуда, пойдет искать своих, любить, учить...

Светлана ПОПОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru