Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Пятые Соловейчиковские чтения

Шалва  Амонашвили: “Школа – от слова «лестница!»”

“Мне было бы легче провести этот урок с третьеклассниками”, – сказал учитель, с сомнением оглядев нас, взрослых и негибких. Но класс охотно разбирал листочки с заданием. Учителя тоже любят учиться, играя. Резвились мы совершенно серьезно. Радуясь, что первый можешь поднять руку.
Шалва Александрович закручивал слушателей в энергетическую воронку. Моя соседка шепотом спросила: “Интересно, а он иссякает когда-нибудь?” “Может быть, – подумала я, – но вряд ли во время урока”.
Тема занятия могла бы быть любая. Упомяну просто потому, что это было оригинально и интересно. Расшифровывали фразы из глаголицы в кириллицу. Старались прочесть то, что сообщают нам предки славянским алфавитом, не зря буквы имеют каждая свое название: аз, буки, веди, глаголь, добро есть… Кстати, результаты наших прочтений были достаточно разнообразны: мне книга знаний говорит – добро есть жизнь, земля и какие у людей мысли. (“Нельзя, коллега, мысль должна быть очень филигранной”.) Или: я – книга, ведающая словом, – добро есть жизнь земли… Предлагайте ваши варианты!
Урок – это лаборатория, ребенок в роли научного сотрудника, учитель – равноправный коллега. (“Не надо смеяться, это серьезно. Назовите, пожалуйста, качества, необходимые ученому, коллега!”)
Начинается урок с просьбы закрыть глазки, вспомнить, кто ждет нас дома, послать им привет и слово, теплое “как райская птичка”. Раздают задания. Выполнившие сообщают результат учителю на ухо, шепотом, чтобы остальные не слышали ответа, решали сами. Так устанавливаются личностные и даже тайные отношения ребенка с учителем. Бывает, ребенок шепчет на ухо, потом спросит: “А ты почаще придешь ко мне?” Малыш хочет, чтобы учитель подошел ближе, сказал ободряющее слово, дал понять: мы вдвоем с тобой, не бойся.
Слабому ребенку, справившемуся с заданием, педагог выражает особое восхищение, держит за руку. Потом спросит: какое качество помогло тебе в решении этого задания, коллега? Когда в конце урока ученик уже забыл свой успех, можно напомнить еще раз: “Нет, ну как ты меня сегодня выручил! Покажи мне свои глазки. Как ты вовремя догадался. Спасибо, коллега”. “Умная ты у меня. Сегодня маме расскажи об этом, хорошо?”
А если у ребенка не получается? Учитель постоит рядом, скажет: “Я еще к тебе приду”.
Амонашвили допускает в заданиях преднамеренные ошибки. Ребенку не нужно думать, будто учитель никогда не ошибается. “Ребятки, простите, у меня оказалась тут ошибка. Спасибо, коллега, как ты меня спас”.
“Гуманные педагоги не апробируют систему на детях с позиции “смогут ли дети”. Дети все смогут. “Школа”– это от латинского слова “лестница ”, – считает Амонашвили. Каждый ребенок может найти в учителе свою ступеньку восхождения”.
В зале раздался вздох: “Как же дети будут себя чувствовать в среднем звене после такого учителя?”
А мне подумалось: защищенными, уверенными. Умеющими охотно, без боязни и полностью погружаться в предложенные проблемы. Будут смотреть на учителя как на друга, не стесняться задавать вопросы.
Так-то, коллега.

Светлана ПОПОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru