Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Наталия ИШТРИКОВА

Поправки “с запасом”

Депутаты понимают, что всего сразу не добьешься,
но чем больше шансов упрочить финансовое положение школы,
тем лучше

На заседании Комитета по образованию и науке Госдумы были рассмотрены поправки к законопроектам “О бюджете Российской Федерации на 2002 год” (второе чтение) и “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об образовании” и Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. Одни поправки явно не будут одобрены, а другие, хотя одобрены правительством, могут при голосовании быть не приняты.

Представляя поправки к бюджету-2002 на обсуждение депутатов, заместитель председателя комитета Олег Смолин пояснил, что основным принципом при их составлении было то, что законодатели должны обязательно учитывать законы, регламентирующие порядок и объемы выделения средств на нужды системы образования. По мнению членов комитета, в соответствии с этим из бюджета 2002 года необходимо выделить дополнительно 20,65 миллиарда рублей на финансирование системы образования. В первую очередь, сказал Олег Смолин, важно выполнить правительственное обещание о повышении уровня студенческой стипендии с 200 до 300 рублей. Это потребует полутора миллиардов рублей. Еще 3,5 миллиарда необходимо добавить на капитальный ремонт и приобретение оборудования. Возвращение финансирования экспериментальных школ РАО (оно исключено из законопроекта о бюджете) обойдется в 643 миллиона рублей. Депутаты приняли решение просить один миллиард рублей на компьютеризацию городских школ (по программе “Развитие единой образовательной информационной среды”). Для возвращения финансирования учреждений начального профессионального образования (в 12 регионах) нужно 700 миллионов рублей, для выпуска специальной литературы для слепых и инновационных средств информационного обеспечения инвалидов по зрению – 16,5 миллиона рублей. Комитет по образованию требует также восстановить финансирование федеральных целевых программ “Одаренные дети” и “Дети-сироты” на уровне 2001 года (добавив к заложенным в бюджете суммам соответственно 55,1 миллиона (в законопроекте только 200 тысяч) и 45,75 миллиона рублей.
Объявив о приоритетах увеличения финансирования, руководство комитета признало, что столь большой объем средств не удастся отстоять. Депутат Дмитрий Абраменков предложил изыскать необходимые средства за счет перераспределения по разделам “Государственное управление” и “Международная деятельность”, “Государственный долг”, а не просто просить увеличения расходной части бюджета. Еще одним вариантом получения средств является статья дополнительных доходов бюджета.
Оценивая предложения комитета по внесению поправок, председатель Иван Мельников признал, что заявленную в поправке по разделу “Образование” сумму получить, безусловно, не удастся. Тем не менее комитет, по мнению Мельникова, обязан показать, на что именно нужно обратить основное внимание при внесении поправок в бюджет.

Комитет по образованию также одобрил поправки к проекту Федерального закона “О внесении изменений в Закон “Об образовании” и Закон “О высшем и послевузовском образовании”. Этот законопроект был внесен в Думу правительством, принят в первом чтении 12 апреля 2001 года и вызвал отрицательную реакцию со стороны педагогической общественности. Однако, как и планировал Комитет по образованию Госдумы, после долгой согласительной работы совместной комиссии Думы с Правительством РФ был оговорен ряд существенных поправок. Напомним, что правительство предлагало исключить из Закона “Об образовании” порядок разработки, утверждения и введения образовательных госстандартов (ст. 7 Закона “Об образовании”, пп. 3–5), подготовку граждан к военной службе в гражданских образовательных учреждениях осуществлять в соответствии с Законом “О воинской обязанности и военной службе” (в действующем законе военная подготовка может осуществляться только с разрешения родителей или их законных представителей и с согласия обучающихся). Обе эти поправки по согласованию с представителями правительства решено исключить из законопроекта. Депутаты также в соответствии с замечаниями президента настояли на том, чтобы льготные (без вступительных испытаний) условия поступления в вузы распространялись не только на победителей Всероссийской олимпиады школьников, но и на призеров этой олимпиады, членов сборных команд России на международных олимпиадах. Из законопроекта также исключена статья, устанавливающая возможность оплаты экспертизы деятельности образовательного учреждения не только учредителем, но и самим учреждением. По инициативе Олега Смолина текст законопроекта будет дополнен п. 10-1 ст. 1 (о зачислении средств, получаемых образовательным учреждением от аренды, на счет учреждения). Депутаты также отстояли в диалоге с правительством формулировку статьи 39, суть которой в возложении ответственности по обязательствам образовательного учреждения на собственника, а не на учредителя, как это было до сих пор. Иными словами, взыскания по обязательствам будут обращаться не на органы управления образованием, а на органы власти.
Рассмотрение законопроекта в согласованном варианте ожидается в начале ноября.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru