Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2001

Первая тетрадь. Политика образования

НАШИ  КОНСУЛЬТАЦИИ

Сколько часов должен вести педагог дополнительного образования в районном социальном приюте? По какому разряду меня должны тарифицировать. У меня сорок лет рабочего стажа и два высших образования (сельскохозяйственное и педагогическое). С 1995 года мне установлен 11-й разряд.

Для начала необходимо уточнить название образовательного учреждения, в котором вы работаете. Такого названия, как “районный социальный приют”, в перечне учреждений нет. Название должно отражать статус учреждения (государственное, муниципальное), учредителя и т.п. Это может оказаться существенным при определении норм нагрузки, так как государственные нормативы для частных учреждений образования носят примерный, рекомендательный характер. В общем случае для педагога дополнительного образования установлена 36-часовая рабочая неделя. Одна ставка выплачивается при выполнении учебной нагрузки в количестве 18 часов (20 – в младших классах) в неделю (это может составить при пятидневной рабочей неделе по 4 часа уроков в течение 4 дней и в один день 2 часа занятий). Разряды педагогам дополнительного образования установлены в диапазоне от 6-го до 14-го. Согласно тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) 11-й разряд устанавливается при наличии высшего профессионального образования и стаже педагогической работы свыше 10 лет (вы в своем письме говорите только об общем стаже). Более высокие разряды могут быть установлены при наличии 2-й, 1-й или высшей квалификационных категорий.

У нас в провинции все чаще обсуждается вопрос об отмене квалификационных испытаний на категории в Москве и Санкт-Петербурге. Правда ли, что и по всей стране будут отменены квалификационные категории? Проработала последние 8 лет по 1-й категории, уже на пенсии, а работать еще надо. На 12-й разряд переходить обидно, а на высшую категорию сдавать страшно”.

В слухах, как всегда, и правда, и неправда. Начнем с того, что приказ № 463/1268, которым утвержден порядок проведения аттестаций и тарифно-квалификационные характеристики (требования), отменен в связи с тем, что Министерство юстиции отказалось его регистрировать. Это, однако, не означает, что идея регулярной гласной аттестации учителей неправильна. Я думаю, многие согласятся, что с годами люди стареют, но не все умнеют. Приобретаемый профессиональный опыт, как правило, совершенствует методические навыки, но знаний может и не увеличивать. Преподавателям русского языка относительно просто: последний раз реформа правописания проводилась лет 40 назад. А как быть биологам и химикам – давать только старые “классические” знания ученикам? Да и в преподавании немецкого языка в последнее время произошла чуть ли не революция в связи с унификацией орфографии всех немецкоговорящих стран. И, наконец, продуктивность человека с годами тоже падает. Как бы мы ни храбрились, молодые за равное время сделают работы больше, чем мы, старые. Поэтому в той или иной форме аттестация, при которой возможно объективно измерить уровень знаний, методическую подготовку и продуктивность работы учителя, то есть основные показатели его квалификации, сохранится.
А что касается “обидно” и “страшно”, то куда обиднее услышать однажды, что “когда-то был хорошим учителем, а теперь загораживает дорогу”. И куда как страшно будет осознать, что слова эти окажутся справедливыми. Необходимо работать из-за материального положения семьи? Надо работать, но по силам! Если нет сил на разговор со своими коллегами из аттестационной комиссии, не значит ли это, что и на работу сил осталось меньше?

У опекаемого мать умерла, проживая на территории нашего района, своего жилья не имела; отец проживает в другом районе, лишен родительских прав, своего жилья не имеет. РУО по месту проживания отца просит нас дать основания в отказе ребенку в постановке на учет. Кто прав?

В глазах закона ребенок, не имеющий матери, отец которого лишен родительских прав, – сирота. Регистрационный учет таких детей осуществляется по месту жительства (месту закрепленной за ними жилой площади) либо по месту временного пребывания: в общежитии, семье опекуна, попечителя, в приемной семье (п. 2 статьи 8 упоминавшегося Федерального закона № 159-ФЗ).

Закреплять ли жилье за опекаемым, если родители не лишены родительских прав, но дети переданы под опеку? Можно ли закреплять жилье, собственниками которого являются родители, лишенные родительских прав, если они не дают согласия на закрепление этого жилья.

Помимо прав родители имеют и обязанности. С момента рождения ребенок имеет право на свою долю жилого помещения по санитарным нормам. Защитой этого права и занимаются органы опеки. В спорных случаях право ребенка на его долю жилого помещения может быть закреплено судом, который может обязать родителей либо выделить это помещение, либо приобрести за свой счет такое помещение, удовлетворяющее санитарным нормам. В любом случае за опекаемым должно быть закреплено жилое помещение.

Органы райсобеса не засчитывают в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, один год, когда я работала лаборантом химии и мне было разрешено совмещение – ведение педагогической нагрузки (преподавание уроков биологии и географии). Есть приказ и запись в трудовой книжке. Правильно ли это?

Согласно Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, включается в выслугу при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад). Таким образом, дело не только в самом факте, что вы работали учителем, но и в объеме выполненной работы в течение года.

Пишу по поручению коллег – учителей-словесников. Отработала в школе 26 лет. В последние годы появляются совершенно непонятные нововведения. Прежде администрация стремилась предложить учителю оптимальную нагрузку так, чтобы он мог работать с большей отдачей, т.е. по возможности в одну смену. Теперь вдруг нам объявили, что в одну смену можно иметь не более 20 часов в неделю. Якобы это требование СЭС, а объясняется оно интересами детей.

Далее в письме говорится о том, что «для учителя нет ничего изнурительнее двухсменной работы» и т.п. Администрацию школы и СЭС подозревают в самоуправстве, просят разъяснить, кто прав: СЭС, администрация школы или учителя. Вообще-то письмо нашей читательницы наводит на мысль, что за двадцать шесть лет работы ни она сама, ни, возможно, ее коллеги так и не узнали ни своих прав, ни обязанностей. Мы из номера в номер пишем: прав только закон, а постановления и приказы правильны, если они закону соответствуют.
В поставленных в письме вопросах все, к сожалению, перемешано и перепутано. Почему автор и ее коллеги считают, что две смены работник обязан работать в один день? Кто, где, когда это сказал? Миллионы людей работают и в две, и в три смены. Если первая смена – в понедельник, а вторая, скажем, во вторник, то человек уже сам распределяет и свое время, и семейные обязанности. Теперь о СЭС. Основываясь на своих обязанностях и в пределах своих прав Госсанэпиднадзор России постановлением от 31 октября 1996 года № 49 утвердил гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. В этих требованиях установлены ограничения на объем недельной нагрузки учащихся разных классов при пятидневной и шестидневной неделях. Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 августа 1997 года № 1792 органам управления образованием поручалось обеспечить выполнение этих нормативов. Как я понимаю, никаких «вдруг» здесь нет, нет и предмета для конфликта.
Что касается учителей, педагогическим работникам установлена, как известно, сокращенная продолжительность рабочей недели в объеме 36 часов. В пределах этого времени на одну ставку учитель должен выполнить норму учебной нагрузки. Нормы эти утверждены приказом еще Министерства просвещения СССР от 16 мая 1965 года № 94. Например, учителям 5–11 классов определен объем педагогической работы 18 часов в неделю, или три часа в день, а учителям 1–4 классов – 20 часов в неделю. Если объем учебной нагрузки превышает этот норматив, администрация обязана оплачивать в установленном законом порядке эту сверхнормативную (сверхурочную) работу. Как будет распределена работа – в одну смену или в две по графику, – подлежит согласованию между работником и администрацией. В чем причина спора? Если много лет порядок нарушался (и это было удобно), а затем положение было приведено в соответствие с всегда действовавшими, но не исполнявшимися нормативами – кто прав, кто не прав? Никакого секрета действующие документы и нормативы собой не представляют. Учитель всегда может ознакомиться с ними у администрации школы, в управлении образования. Но знать свои права и обязанности работник должен. Так же как выполнять обязанности и требовать соблюдения своих прав.

В августе 2001 года исполнилось 25 лет, как я работаю в школе, но при оформлении на льготную пенсию возникли проблемы. В моей трудовой книжке записано: «Принята воспитателем группы продленного дня», а у социального работника есть книга, в которой написано, что на льготную пенсию имеет право «воспитатель». Мы с ней поспорили, я считаю, что в данное понятие включены воспитатель в интернате, в детском садике, в группе продленного дня, но она так не считает. Многие со мной согласны, но документально никто не может подтвердить.

Вы правы. Я не знаю, какая «книга» имеется у социального работника, но действующий в настоящее время «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет» утвержден постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067. В списке указаны только должности «воспитатель» и «старший воспитатель» и учреждения, работа в которых на этих должностях включается в выслугу. Никакого различия между воспитателем группы продленного дня и классным воспитателем в школе в этом списке нет. Действия ваших местных органов социальной защиты можно обжаловать в вышестоящих организациях по подчиненности.

Отвечал экономист
Владимир МАЛЮТИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru