Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Андрей ПОЛОНСКИЙ

Побег из заповедного леса

Умный робот, мигая зелеными лампочками, подойдет и спросит тебя: «Сударь, вам поутру чай или кофе?». И, нежась в постели, поглаживая клонированную китайскую блондинку, купленную по случаю на распродаже средств межличностного общения, ты примешь решение. Встанешь, затеплишь экран монитора и во всемирной игре в бисер переложишь четыре песчинки на поле А-6. Рейсы на Марс будут отменены, между Японией и Австралией начнется война, а преподаватели истории философии на кафедрах твоей родной Европы все как один предпочтут Казанову – Гете, рассчитавшись сполна с одним из величайших недоразумений прошлого. Кстати, все это случится только в твоем компьютере, и 333 режиссера, уроженцы 333 эпох, снимут об этой истории кино, и несколько миллионов актеров будут заняты в рекордно дорогих массовых сценах японо-австралийских зверств.
А на самом деле нас ждет общество совершенной свободы мысли, тотального контроля над высказыванием, невиданных источников энергии, постоянной нехватки душ для клонированных тел, окончательного синтеза магии и науки, правовых проблем, связанных с расцветающей торговлей заказными клонами, невиданных финансовых пирамид, торжества частной жизни, окончательного исчезновения границы между техникой и органическим бытием. Все, о чем только могли мечтать фантасты, сбылось, все, о чем толковали футурологи, осуществилось, все, что придумывали сказочники, состоялось, черная раса победила белую, желтая взяла верх над малиновой, еды не хватило, из антарктического льда восстали атланты, началась четвертая космическая война, и экипажи межзвездного флота Ее Величества королевы поймали древнего змия, мирового дракона, и доставили его на Землю. Он сидит в лондонском зоопарке, питается людскими пороками и заблуждениями, и каждый может рассмотреть его и даже побеседовать с ним, нажав одновременно enter и delete на клавиатуре домашнего PC.

Мы блуждаем среди вариантов будущего, как в заповедном лесу, то оно представляется нам кошмаром, то мнится избавлением, но всегда, как в хорошем документальном кино, на заднем плане фоном идут картинки блаженного позапрошлого века: дама выходит из экипажа, ей подает руку гвардейский офицер, где-то неподалеку проезжает Великий Князь с Великой Княгиней, пулемет запрещен, газеты рекламируют средство для увеличения бюста, до начала Первой мировой войны еще целых двадцать лет.

Футурология – примитивная наука. Она исходит из предположения, что не произойдет ничего непредвиденного, что все процессы, которые идут сегодня, будут с тем же успехом идти и завтра, нынешние тенденции только укрепятся и в природе человека не произойдет никаких существенных перемен. На самом деле для подобной убежденности нет никаких оснований. Но футурологи безобидны. Куда опаснее пророки. «Шумит и буйствует пророк, во рту пророка кровь и пена...» Часто ли вы сталкивались со счастливыми пророчествами? В основном нам обещали бедствия и наказания. И хотя жуткие кары редко являлись в предсказанном месте в обетованный час, они обязательно настигали нас. Их же так ждали, так остро предчувствовали!..

Никто не знает, полюбил ли Эдип свою матушку в соответствии с предсказанием, на фоне предсказания или в результате злоумышленного предсказания. Никогда не найти ответа на этот вопрос. Кстати, запоминается только сбывшееся. У Григория Распутина есть тысячи случайных прогнозов. Но несколько абсолютно точных характеристик будущего до сих пор волнуют воображение внимательных наблюдателей за историей.

Мне кажется, что в конце 80-х – начале 90-х годов в России ожидания структурного кризиса спровоцировали структурный кризис. Негативные псевдонаучные рассуждения определили поведение людей, а люди – непосредственные создатели своего социального бытия. Доказать это невозможно, но наблюдения неслучайного участника событий налицо. Быть может, Карл Поппер прав и нет никаких экономических и общественных законов, только тенденции, реализующиеся на фоне манипуляции стереотипами разнообразных групп.

Проблема будущего очень остро завязана с проблемой свободы. Если пророки читают книгу бытия, Нострадамус с распаренными ногами видит картины грядущих войн, а Павел Глоба рассчитывает судьбу по звездам, то есть если время проходимо во всех направлениях – Кальвин прав, и мусульмане правы – участь каждого отдельного человека предопределена. Впрочем, в известной мере этот гордиев узел разрубил Александр Мень, заметивший, что «чем больше человек христианин, тем меньше он зависит от звезд».

И все же пророчества – позвоночник истории. На них крепится Ветхий и Новый Заветы, обетование избавления и сам смысл европейской цивилизации. Но обходиться с провозглашенными страхами и надеждами нужно весьма осторожно.
На самом деле прошлое немногим более определенно, чем будущее. Попросту источники, по которым мы изучаем минувшее, вещественны. Человеческая память имеет некоторую материальную природу, тем более письменное свидетельство или археологическая находка. Предчувствие же или дар ясновидения – это из разряда того, что мы не умом понимаем и не руками трогаем.

Знаменитый индийский философ Шри Бхагван Раджниш говорил, что большинство людей пролетают из прошлого в будущее, не задерживаясь в настоящем. Мы никогда не случаемся здесь и сейчас, мы постоянно балансируем между воспоминанием и надеждой. Однако бытие может мыслиться только актуальным, и завтра, и вчера – зона небытия или в крайнем случае бытия вторичного, сконструированного, неполного. Безусловно, настоящее редко удовлетворяет. Но кто способен спонтанно дать выход гневу и не желать большего, чем он есть? И в итоге современная цивилизация живет в режиме «отложенного удовольствия», которым пугал еще Герберт Маркузе в 60-х годах минувшего века.

Мало кто задумывался (не на философском или на религиозном, а на повседневном бытовом опыте), что будущее несет в себе неизбежную смерть, а настоящее – полноту жизни. Пока человек живет, он мыслит смерть завтра, когда умирает, его время останавливается или меняется настолько, что сегодня, завтра и вчера исчезают.

И все-таки очень трудно воздержаться от того, чтобы не размечтаться осенним вечером в теплом загородном доме, угнездившись в глубоком кресле: седлаю я ядро, извините, покупаю билет на межпланетный корабль и лечу на Луну, извините, на курорт в созвездие Тау Кита, а тут подходит стюардесса, миловидная такая, в синей униформе линии межгалактических сообщений, и объявляет: «Конечная».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru