Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Гуманитарный факультет

Илзе РОЖКАЛНЕ

Непедагогично? Нет, просто нечестно

Чтобы достичь своего в классе, мы применяем разные приемы и обсуждаем, какие из них эффективнее. А задуматься порой стоило бы совсем о другом...

В педагогической среде слово “манипуляция” носит отчетливую негативную окраску. Если успешное, на ваш взгляд, действие по отношению к ребенку называют манипулированием, хочется сразу возразить. Поразмыслив, приходится признать, что это не более чем мгновенная защитная реакция. Поскольку нет точной договоренности, что считать манипулированием.
Но внутреннее побуждение доказать, что ваши действия не манипуляция, остается. Поэтому, на мой взгляд, стоит разделить вопрос на две части: относительно действий педагога – можно или нельзя манипулировать ребенком – и по поводу самого слова “манипуляция” – почему его так не любят.
Чтобы определиться по поводу действий, можно вспомнить конкретный пример из школьной или домашней жизни и рассмотреть его в ракурсе целей взрослого и намерений ребенка.
Я прошу своего трехлетнего малыша помочь собрать конструктор после игры. Наверняка вы не раз оказывались в похожей ситуации. Ребенок отказывается, продолжая играть, или носится вокруг, не обращая на мои слова никакого внимания. Тогда я, продолжая собирать конструктор, обращаюсь за помощью к игрушке Антошке. И кукла тут же приходит мне на помощь, проявляя чудеса силы и выносливости. Я благодарю помощника, отмечая, как здорово убирать игрушки вместе.
Конечно же трехлетний упрямец не выдерживает и присоединяется к празднику уборки конструктора со словами: “Я тоже могу, я тоже помогаю!” Что это – манипуляция?
Даже если оставить пока терминологию, мне хотелось бы понять для себя, можно ли так поступать?
По-моему, если педагог или родитель любит ребенка, хочет его приобщить к радости совместной работы, приучить к необходимости не очень увлекательной уборки, то почему же это плохо? – решаю я для себя. И любой педагог-профессионал владеет способами вовлечения ребенка в совместную деятельность.
Теперь вопрос: манипулирование ли это? Прежде чем взять с полки словарь, пытаюсь сформулировать свое представление, что же такое манипуляция: воздействие на человека с целью заставить его против воли поступить определенным образом, сохраняя видимость добровольности.
Теперь можно посмотреть в словарь. Одно из значений: “проделка, махинация (неодобр.)”. А махинация – “жульнические действия, нечестная проделка”. Вот же ответ на мой вопрос! Суть его в том, честно или нечестно так поступать с ребенком.
В моем случае если взрослый искренне считает совместную уборку игрушек более интересным занятием, чем складывание их в одиночестве, то все по-честному и никакое это не “жульничество”.
Другое дело, когда в ситуации неподчинения ребенка педагог говорит то, во что сам не верит, и это явно не игра. Например, взрослый просит мальчиков расставить стулья после занятия. Дети делают вид, что это их не касается. Тогда воспитатель специальным детски-радостным голосом восклицает: “А кто у нас самый сильный? Сейчас самые сильные задвинут стульчики!” Мальчишки наперегонки бросаются за титулом самого сильного, стулья на местах, цель взрослого достигнута.
А у меня почему-то возникает ощущение “жульничества”, неискренности. Есть в этом эпизоде что-то пренебрежительное, невзаправдашнее. Хотя внешне он довольно похож на пример с уборкой игрушек даже по ситуации. А по результату? В первом случае мне хотелось приобщить ребенка к опыту совместной работы. Тогда как во втором все сводилось к передвиганию стульев. Кроме того, мне не хотелось бы, чтоб таким образом кто-то обращался со мной или с моими детьми.
Получается, вопрос о том, манипуляция перед нами или нет, сводится к решению, основывается ли действие педагога на честном и уважительном отношении к ребенку.
Привлечение куклы происходило по правилам игры, понарошку, и ребенок волен включиться в игру или отказаться от нее. И не раз ребенок мне заявлял что-нибудь вроде: “А меня не было, я вообще уехал в другой город...” Тогда взрослый может, продолжая игру, например, “позвонить по телефону” и пригласить ребенка на помощь.
А в ситуации со стульчиками мне не дает покоя момент лишения свободы воли при помощи ловушки.
Не стоило бы все так долго обсуждать – быстрее самому убрать и игрушки, и стулья, однако важно здесь то, какой способ взаимоотношений перенимает от нас ребенок: манипуляцию с сознанием другого или игру, в которой правила для всех одинаковы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru