ШКОЛА И ОБЩЕСТВО
Образование работает.
А что образуется?
Недавно мне пришлось принимать участие
в совещании, где обсуждался вопрос: какие есть
способы проведения социальной политики, в том
числе и образовательной, и какие инициативы
имеет смысл поддерживать, например, федеральной
власти – президенту, правительству...
Для многих граждан власть скрыта, и есть такая
очень распространенная политическая установка,
в соответствии с которой власть должна быть
тайной, скрытой от народа и являться ему в
качестве чего-то сакрального и не поддающегося
пониманию. «Власть от Бога...» Где уж тут слабому
человеческому сознанию постичь всю тайну и
чудотворность власти!
Правда, для поддержания своего образа власти
время от времени приходится являть людям чудо, но
с этим просто. Вместо чуда можно явить людям
виновных в отсутствии чуда – и все будут
удовлетворены. В худшем варианте власть
развязывает войну, чтобы победить и укрепиться
или, наоборот, сделать эту войну чуть ли не вечной
и списывать на нее свои недоработки. Но в
современной России у людей накопилась такая
усталость от беспомощности и неэффективности
власти, что любая ее активность уже
воспринимается со знаком минус.
Люди разочарованы, вместо энтузиазма проявляют
цинизм, ерничают по поводу любого нового
начинания: от реформы жилищно-хозяйственного
комплекса до собственности на землю или единого
экзамена. Государство при таком отношении
граждан к себе разваливается, как карточный
домик: армия перестает защищать граждан и,
наоборот, становится для них угрозой. Суды лишают
свободы невинных и оправдывают виноватых,
правосудие вообще исчезает как норма.
Преступники разбегаются из тюрем, а честные
граждане понимают, что они не в состоянии
защитить своих детей от нищеты и бесправия.
И мы все это наблюдаем собственными глазами: и
недоверие граждан к власти, и неэффективность
государственных институтов, и небольшую войну,
которая становится как бы незаметным,
повседневным фактом жизни. И все понимают, что
есть всего три выхода из такой ситуации.
Два простых, один сложный.
Простые способы: диктат сильной руки, получившей
власть путем выборов, а затем – попрание свободы
и отмена собственности, насилие... Или: революция,
захват власти коммунистами или националистами,
военными или террористами. ...Дальше – попрание
свободы и отмена собственности, насилие...
Решения простые, хорошо нам известные и на самом
деле для многих весьма привлекательные.
Третий выход сложный: укрепление государства не
сверху, через сильную руку и попрание
гражданских свобод, а через партнерство власти и
граждан.
Вот этот вопрос на самом деле и является главным:
возможен ли такой путь развития в современной
России?
И здесь есть очень важное обстоятельство,
которое непосредственно касается нас. Потому что
гражданское общество, партнерство граждан и
власти, оказывается, возможно, если только у
взрослых граждан есть воспитанная в детстве в
школе, в семье способность к кооперации,
партнерству, сотрудничеству.
А если такой способности нет?
Недавно в Ижевске на семинаре «Эврики» по
проектированию инновационного центра повышения
квалификации на базе ФЭП Ижевская гимназия № 56 у
нас возник очень интересный спор с учениками
педагогического класса о том, у кого из
исторических деятелей или литературных героев
мы можем увидеть проявление мышления, а у кого
нет.
Оказалось, что среди литературных героев
носителями мышления детям видятся Григорий
Мелехов и Юрий Живаго.
Ученики педагогических классов Ижевской
гимназии № 56 считают, что развитое мышление
проявляется в способности человека представить
себя в разных, иногда самых противоречивых
состояниях.
Представить себе себя другого – так дети видят
человека с развитым мышлением. И связывают с этим
не только свою личную судьбу, но и перспективы
страны. Я вспомнил об этом потому, что многие
учителя сейчас активно обсуждают проблему
качества образования. Что это такое? С чем
связывать результат школьного образования – с
набором знаний, с развитым мышлением, с
количеством поступающих в высшие учебные
заведения? Или все-таки образование как-то
связано с человеческой жизнью вне системы
образования?
Правда, и у Мелехова, и у Живаго судьбы
складывались так, как они складывались вне связи
с полученным, таким разным образованием. А жизнь
страны нашей складывается так, как она
складывается в связи с полученным гражданами
образованием или помимо него? Если бы у Мелехова
и Живаго было другое образование, их судьбы и
судьбы России были бы другими?
Сейчас самый подходящий момент, когда именно
такие вопросы надо ставить и решать – не только
внутри педагогического сообщества, но и прежде
всего на уровне политического руководства
страны. Не стране, не производству, не армии, не
бюрократии, даже не ректорам вузов, а гражданам –
детям и взрослым.
Если возвращаться к началу разговора – о трех
вариантах развития российской ситуации, то
возможность заключения общественного договора,
общественно-образовательного договора в
частности, – это прежде всего способность к
сотрудничеству. Со стороны власти – это
намерение воспринимать гражданскую инициативу и
стремление ее поддержать. Не только поддержать –
сделать гражданскую инициативу основой
социальной политики государства. Строить
образовательную политику как модель
гражданского общества – это и значит создавать
основу общественного договора, систему связей
школы и граждан на основе тщательного анализа
новых образовательных потребностей и
разнообразных способов их реализации. Для этого,
кстати говоря, и развивается инновационное
образование и сеть федеральных
экспериментальных площадок. А на заседании
экспертов, когда речь зашла о том, что система
образования может строить модельный проект
гражданского общества, один из экспертов сказал:
– Да не лезьте вы в гражданское общество, в
администрации президента есть группа, которая
ведет этот вопрос.
Очевидно, при этом полагая, что не только власть
от Бога, но и гражданское общество – от Бога и
вмешиваться в это дело посторонним негоже. Думаю,
что это большая ошибка. Боюсь, угроза диктатуры и
авторитаризма исходит не только от безумных
националистов или религиозных фанатиков, но и от
того, что школа не формирует простых
человеческих способностей к сотрудничеству и к
согласию, к общественному договору.
Как вы думаете?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|