Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА И ОБЩЕСТВО

Александр АДАМСКИЙ

Образование работает.
А что образуется?

Недавно мне пришлось принимать участие в совещании, где обсуждался вопрос: какие есть способы проведения социальной политики, в том числе и образовательной, и какие инициативы имеет смысл поддерживать, например, федеральной власти – президенту, правительству...
Для многих граждан власть скрыта, и есть такая очень распространенная политическая установка, в соответствии с которой власть должна быть тайной, скрытой от народа и являться ему в качестве чего-то сакрального и не поддающегося пониманию. «Власть от Бога...» Где уж тут слабому человеческому сознанию постичь всю тайну и чудотворность власти!
Правда, для поддержания своего образа власти время от времени приходится являть людям чудо, но с этим просто. Вместо чуда можно явить людям виновных в отсутствии чуда – и все будут удовлетворены. В худшем варианте власть развязывает войну, чтобы победить и укрепиться или, наоборот, сделать эту войну чуть ли не вечной и списывать на нее свои недоработки. Но в современной России у людей накопилась такая усталость от беспомощности и неэффективности власти, что любая ее активность уже воспринимается со знаком минус.
Люди разочарованы, вместо энтузиазма проявляют цинизм, ерничают по поводу любого нового начинания: от реформы жилищно-хозяйственного комплекса до собственности на землю или единого экзамена. Государство при таком отношении граждан к себе разваливается, как карточный домик: армия перестает защищать граждан и, наоборот, становится для них угрозой. Суды лишают свободы невинных и оправдывают виноватых, правосудие вообще исчезает как норма. Преступники разбегаются из тюрем, а честные граждане понимают, что они не в состоянии защитить своих детей от нищеты и бесправия.
И мы все это наблюдаем собственными глазами: и недоверие граждан к власти, и неэффективность государственных институтов, и небольшую войну, которая становится как бы незаметным, повседневным фактом жизни. И все понимают, что есть всего три выхода из такой ситуации.
Два простых, один сложный.
Простые способы: диктат сильной руки, получившей власть путем выборов, а затем – попрание свободы и отмена собственности, насилие... Или: революция, захват власти коммунистами или националистами, военными или террористами. ...Дальше – попрание свободы и отмена собственности, насилие...
Решения простые, хорошо нам известные и на самом деле для многих весьма привлекательные.
Третий выход сложный: укрепление государства не сверху, через сильную руку и попрание гражданских свобод, а через партнерство власти и граждан.
Вот этот вопрос на самом деле и является главным: возможен ли такой путь развития в современной России?
И здесь есть очень важное обстоятельство, которое непосредственно касается нас. Потому что гражданское общество, партнерство граждан и власти, оказывается, возможно, если только у взрослых граждан есть воспитанная в детстве в школе, в семье способность к кооперации, партнерству, сотрудничеству.
А если такой способности нет?
Недавно в Ижевске на семинаре «Эврики» по проектированию инновационного центра повышения квалификации на базе ФЭП Ижевская гимназия № 56 у нас возник очень интересный спор с учениками педагогического класса о том, у кого из исторических деятелей или литературных героев мы можем увидеть проявление мышления, а у кого нет.
Оказалось, что среди литературных героев носителями мышления детям видятся Григорий Мелехов и Юрий Живаго.
Ученики педагогических классов Ижевской гимназии № 56 считают, что развитое мышление проявляется в способности человека представить себя в разных, иногда самых противоречивых состояниях.
Представить себе себя другого – так дети видят человека с развитым мышлением. И связывают с этим не только свою личную судьбу, но и перспективы страны. Я вспомнил об этом потому, что многие учителя сейчас активно обсуждают проблему качества образования. Что это такое? С чем связывать результат школьного образования – с набором знаний, с развитым мышлением, с количеством поступающих в высшие учебные заведения? Или все-таки образование как-то связано с человеческой жизнью вне системы образования?
Правда, и у Мелехова, и у Живаго судьбы складывались так, как они складывались вне связи с полученным, таким разным образованием. А жизнь страны нашей складывается так, как она складывается в связи с полученным гражданами образованием или помимо него? Если бы у Мелехова и Живаго было другое образование, их судьбы и судьбы России были бы другими?
Сейчас самый подходящий момент, когда именно такие вопросы надо ставить и решать – не только внутри педагогического сообщества, но и прежде всего на уровне политического руководства страны. Не стране, не производству, не армии, не бюрократии, даже не ректорам вузов, а гражданам – детям и взрослым.
Если возвращаться к началу разговора – о трех вариантах развития российской ситуации, то возможность заключения общественного договора, общественно-образовательного договора в частности, – это прежде всего способность к сотрудничеству. Со стороны власти – это намерение воспринимать гражданскую инициативу и стремление ее поддержать. Не только поддержать – сделать гражданскую инициативу основой социальной политики государства. Строить образовательную политику как модель гражданского общества – это и значит создавать основу общественного договора, систему связей школы и граждан на основе тщательного анализа новых образовательных потребностей и разнообразных способов их реализации. Для этого, кстати говоря, и развивается инновационное образование и сеть федеральных экспериментальных площадок. А на заседании экспертов, когда речь зашла о том, что система образования может строить модельный проект гражданского общества, один из экспертов сказал:
– Да не лезьте вы в гражданское общество, в администрации президента есть группа, которая ведет этот вопрос.
Очевидно, при этом полагая, что не только власть от Бога, но и гражданское общество – от Бога и вмешиваться в это дело посторонним негоже. Думаю, что это большая ошибка. Боюсь, угроза диктатуры и авторитаризма исходит не только от безумных националистов или религиозных фанатиков, но и от того, что школа не формирует простых человеческих способностей к сотрудничеству и к согласию, к общественному договору.
Как вы думаете?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru