Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Алексей Митрофанов

Ярославль

Ярославль – один из уютнейших провинциальных городов России. Если вы встанете посреди тротуара и о чем-нибудь задумаетесь, то спустя секунд пятнадцать–двадцать кто-нибудь к вам подойдет и спросит о причине тех раздумий. Не пугайтесь – вам просто хотят бескорыстно помочь.
Ярославль комфортно раскинулся на излучине Волги и другой реки – К`оторосли (ударение на первый слог, и прежде чем произносить, нужно немного потренироваться). У него есть гостиный двор, здание присутственных мест в стиле классицизма, городской театр. Словом, все то, за что мы любим русскую провинцию.
Нет, правда, кремля. Но не беда – кремлем здесь называют монастырь, который расположен в самом центре города.
А еще в Ярославле есть превосходная набережная, пешеходная улица, двухэтажный книжный магазин. Впрочем, достаточно перечислять. Остальное вы сами увидите.

КНИГИ

С.В.Дмитриев. Воспоминания

Ярославль: Александр Рутман, 1999

“Городская управа через местные газеты объявила о желательности учреждения в Ярославле добровольно-пожарного общества и просила всех желающих прийти в Управу на учредительное собрание (месяца и года не помню).
Народу явилось много, в том числе и я.
Городской голова, купец-мукомол И.А.Вахрамеев, открыл собрание и просил граждан учредить в помощь городу добровольное пожарное общество… Желающих нашлось много. Записался и я. Членский взнос был определен в 3 рубля в год; взносы от 10 рублей и более давали уже звание “почетного члена Общества”. Назавтра можно было приходить в Управу оформляться, то есть взносить членский взнос и записываться, если желаете, в команду Общества”.
Мемуары Сергея Васильевича Дмитриева – одно из удачнейших изданий города по краеведческой тематике. Обычный обыватель с обычной разговорной интонацией описывает свою жизнь в дореволюционном Ярославле. Эффект присутствия выходит потрясающий.

Н.П.Рязанцев. “Спасти живую старину”

Ярославль: Ярославский государственный университет, 2000

“Ярославль наряду с Ростовом и Угличем… относился к числу тех городов, где музеи возникли задолго до революции. Ярославский музей, или так называемое Древлехранилище губернской ученой архивной комиссии, существовал в городе с 1895 года. В смутные годы войны и революции музей пережил далеко не лучшие времена. Около двух лет музей оставался бесхозным и практически не финансировался. Часть новых поступлений, которые все же были в эти годы, размещалась в палатке бывшего Соборного дома, которая неоднократно подвергалась ограблениям.
Не лучше складывалась судьба небольшого музея Ярославского естественно-исторического общества. В результате мятежа 1918 г. погиб целый ряд экспонатов, новых поступлений не было. За один только год сменилось четыре заведующих, в течение нескольких месяцев музей оставался вообще без присмотра. Таким образом, ситуация с музеями была совершенно ненормальной”.
Исследование Николая Павловича Рязанцева имеет подзаголовок “Охрана памятников и музейное строительство в Ярославской губернии в 1918–1929 гг.” и предназначено в первую очередь для студентов исторического профиля. Однако оно в силу своих безусловных достоинств представляет интерес и для более широкого читателя. Достоинства же эти таковы: внятность изложения, интересный и впечатляющий подбор фактов и идеологическая непредвзятость – столь редкостная, когда автор затрагивает столь щекотливые вопросы.

В.Г.Попов. Награды Родины в истории Ярославского края

Ярославль: “Русь”, “Рыбинское подворье”, 2001

“Известна похвальная грамота Василия Шуйского ярославским ратным людям за усердную службу от 28 июня 1609 года, в которой говорилось: “Писали к нам из Ярославля воеводы наши князь Сила Гагарин, да Никита Вышеславцов, да Евсей Резанов, что вы, помня Бога и нашу православную крестьянскую веру и свое обещанье, нам служите, и о наших и о земских делах радеете, и промышляете, и против всех врагов креста Христова вооружаетеся, и на них бесстыдно приходите, и на многих боях многих воров и литовских людей побивали… И мы, слыша о том, со всеми нашими людьми обрадовались и всемилостивому в Троице славимому Богу милости просим, чтоб нам вас велел Бог здоровых видети и против вашей службы вас пожаловати нашим великим жалованьем”.
Составлялись “росписные” грамоты о назначении воевод. Царь Алексей Михайлович подписал грамоту о назначении воеводой города Романова Василия Патрикеева Тишину (1664 г.), а великие князья Иван Алексеевич и Петр Алексеевич указали в Ярославле, Ростове и Переславле “воеводою быть” Василию Алексеевичу Соковину, “да с ним дьяку Ивану Верещагину”.”
Книга В. Попова имеет две сюжетные линии. Первая – российские награды и вторая – ярославцы, удостоенные их. Притом награды понимаются в широком смысле слова – не только ордена и медали, но и всевозможные назначения, льготы и пр.

ПЕРИОДИКА

Рубрика “Страницы памяти” журнала “Ярославский альманах”

“Улица Александра Кузнецова… Эта небольшая тихая улица вдруг становится самой многолюдной и шумной в Ярославле. В некоторые дни здесь словно праздничное шествие: люди идут плотными колоннами, с плакатами и транспарантами, на всю округу скандируют речевки. Это в ледовом дворце очередной хоккейный матч.
Оживленно здесь и по утрам. Родители ведут ребятишек в детский сад, молодежь спешит в автомеханический техникум и технический лицей. Интересная эта улица, особенно для журналистов и писателей. Таких, каким был Александр Александрович Кузнецов. Наверное, здесь охотно поселился бы “Сашка-рабкор” – так подписывал он в молодости свои газетные заметки. Но довелось жить здесь, в доме № 15, только жене его Тамаре Андреевне. Она рассказывала:
– Саша беспредельно любил Ярославль и Волгу. Каждый раз, когда он приезжал домой, мы ходили с ним на Волжскую набережную. Так было и 9 июня 1944 года, когда посчастливилось ему заглянуть домой проездом через Ярославль… Через несколько дней, 22 июня, он погиб”.
“Ярославский альманах” состоит из нескольких разделов – “Жизнь глазами писателей”, “Имена на поверке”, “Сатира и юмор”. Даже от самого рубрикатора веет чем-то из социалистической эпохи, из ее так называемого “застойного периода”.
Тексты в большинстве своем выдержаны в том же духе. Что ж, кому-то нравится и этот стиль.

МНЕНИЯ

“Самой город довольно обширен, почти четырехуголен и снаружи очень красив по множеству находящихся в нем каменных церквей. Есть в нем и дома каменные, но большая их часть деревянные, равно как и четыре моста, ведущие от домов к реке. В северной части с реки видны дома с каменной церковью. Со стороны суши он кажется красивее и огромнее, чем с остальных сторон, что зависит от красоты многих церквей, и поэтому его можно принять за один из лучших городов России. Здесь живет множество значительных купцов, изготовляется лучшая юфть, щетина и полотна; но особенно славится и достойна удивления красота здешних женщин, которые в этом отношении превосходят всех женщин России”.

Карл Лебрень, голландский художник, 1702 год

“Город белокаменный, веселый, красивый, с садами, с старинными прекрасными церквами, башнями и воротами; город с физиономией. Калуга не имеет никакой физиономии или физиономию чисто казенную, Симбирск тоже почти, но Ярославль носит на каждом шагу следы древности, прежнего значения, прежней исторической жизни. Церквей – бездна, и почти не одной – новой архитектуры; почти все пятиглавые, с оградами, с зеленым двором или садом вокруг. Прибавьте к этому монастыри внутри города, с каменными стенами и башнями, и вы поймете, как это скрашивает город, а тут же Которость (старое название реки Которосли. – Авт.) и Волга с набережными, с мостами и с перевозами. – Что же касается до простого народа, то мужика вы почти и не встретите, т. е. мужика-землепашца, а встречается вам на каждом шагу мужик промышленный, фабрикант, торговец, человек бывалый и обтертый, одевающийся в купеческий долгополый кафтан, с фуражкой, жилетом и галстуком… Роскошь в городе страшная. Мебель, квартиры, одежда – все это старается перещеголять и самый Петербург”.

Иван Аксаков, литератор, 1849 год

“Ярославль начинается с извозчика, который вас везет. Говор на “о”, с сокращением гласных (“понима-ть”, “зна-ть”) сразу дает круглое и крепкое впечатление русского. Очень здорового, симпатичного и способного народа, живущего тут. Это потом оправдывается повсюду: недаром ярославцы издавна слывут людьми прочными, жизненными и сметливыми”.

Борис Зайцев, писатель, начало XX века

ЛЕТОПИСЬ

1071 – первое летописное упоминание.
1463 – присоединение Ярославского княжества к Московскому княжеству.
1722 – учреждение Ярославской полотняной мануфактуры.
1747 – открытие Славяно-Латинской семинарии.
1778  – принятие ярославского герба.
1786  – выход первого номера первого российского провинциального журнала “Уединенный пошехонец”.
1831 – выход первого номера газеты “Ярославские губернские ведомости”.
1860 – начало телеграфной связи с Москвой и Архангельском.
1870 – начало железнодорожного сообщения с Москвой.
1883 – ввод в действие ярославского водопровода.
1900 – открытие трамвайного сообщения.
1913 – сдача в эксплуатацию железнодорожного моста через Волгу.
1925 – начало выпуска первого в нашей стране грузовика “Я-3”.
1927 – открытие кукольного театра.
1936 – образование Ярославской области.
1948 – открытие планетария.
1949 – открытие троллейбусного сообщения.
1956 – начало работы Ярославского телевизионного центра.
1963 – открытие городского цирка.

КАРТЫ

Пешком по Ярославлю

Ярославль: “Яроблтур”, 2001

«Сад дружбы городов-побратимов. До 1917 года этот сад принадлежал семье Огняновых, живших в особняке неподалеку. У чаеторговца Дмитрия Михайловича и его жены Серафимы Георгиевны было восемь дочерей и сын. Хозяйка дома пользовалась в городе скандальной известностью. Прислуга в доме не выдерживала больше двух недель. Разъяренная Огнянова могла запустить в гневе в голову провинившегося чем попало. Муж на нервной почве частично лишился дара речи. Замуж удалось отдать только старшую дочь: боялись в Ярославле брать невест из особняка на казанской: “А как будут в мать? Пропадешь!”»
Комплект “Пешком по Ярославлю” представляет собой обложку, испещренную рекламой, и четыре схемки города с обозначенными на них достопримечательностями. Бумага глянцевая, схемки яркие, наглядные, а в пояснениях подчас встречаются факты весьма занятные, делающие путешествие по городу еще более увлекательным.

МУЗЕИ

Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник

Богоявленская площадь, 25

Этот музей по праву считается главным музеем города. Во-первых, он расположен на территории древнего Спасского монастыря. Во-вторых, он самый большой по территории. В-третьих, там имеется огромное количество различных экспозиций. Неудивительно, что именно он пользуется наибольшей популярностью среди приезжих, особенно среди иностранцев.
Принцип, по которому музей организован, напоминает знаменитую гостиницу из повести Носова о Незнайке. Вроде бы вход на территорию стоит недорого – всего 8 рублей. Дальнейшее же – по желанию. Хочешь в исторический отдел – плати. Хочешь в отдел древнерусского искусства – плати. Хочешь в отдел природы – снова плати. Хочешь посмотреть на Ярославль со звонницы – еще больше плати. К тому же всяческие сувениры, книжки, майки (в том числе рекламирующие американский прохладительный напиток). Кроме того, предприимчивые ярославцы заключают здесь же договоры на изготовление колоколов и даже пчелиных ульев в виде средневековых избушек, кабаков и часовен.
Сами же экспозиции хорошие, добротные, подчас даже оригинальные. К примеру, в зале, посвященном “Слову о полку Игореве”, вы увидите не только письменные документы прошлого, но и реконструкцию рабочего места писца XI – XIII веков, и полное вооружение воинов русской и монголо-татарской армий XIV столетия. Самая же оригинальная из экспозиций называется “Посещение медведицы Маши”.
Всего лишь за 8 рублей вам покажут медведицу в клетке, которая живет в монастыре уже 13 лет (была подобрана совсем маленьким медвежонком где-то на севере, в вологодских лесах). Там же вам расскажут о правилах поведения при неожиданной встрече с медведем и предложат купить майку с Машиным портретом.
КСТАТИ, на территории монастыря сохранилось древнейшее здание города Ярославля – Спасо-Преображенский собор, построенный в далеком 1516 году.

“Музыка и время”

Волжская набережная, 33а

Музей “Музыка и время” – особенный во всех, пожалуй, отношениях. Во-первых, он расположен на Волжской набережной, напротив знаменитой ярославской беседки. Во-вторых, это один из первых в нашей стране частных музеев (разумеется, в постсоветское время). В-третьих, экскурсии проводит сам хозяин – иллюзионист Джон Мостославский. При этом он усаживает посетителей в антикварные кресла и вообще относится к ним как к своим гостям.
Кстати, это имя дали Джону при рождении сами родители. Тоже иллюзионисты, они заранее готовили своего сына продолжать профессию и позаботились о том, чтобы имя запоминалось.
Естественно, что Мостославские довольно много путешествовали. И неудивительно, что юному продолжателю династии в каждом новом городе хотелось что-нибудь приобрести. Начало коллекции было положено в 14 лет, когда Джон купил маленький колокольчик. Их сегодня в коллекции более пяти тысяч.
Больше всего Джона Григорьевича привлекали всевозможные приспособления, которые одновременно и показывают время, и играют музыку. То есть различные часы с различным боем. Именно они и составляют основу экспозиции. Тут есть часы, принадлежавшие Антону Павловичу Чехову, часы, сделанные в виде самовара, и прочие – довольно изощренные напольные, настольные, каминные и подвесные экспонаты.
Все они действуют, правда, показывают разное время. Это сделано нарочно, чтобы их мелодии тешили слух посетителей не одновременно, а попеременно. Так что посещение главного зала должно длиться около часа – чтобы услышать звучание всех экспонатов.
Отсюда можно перейти в другие залы. Кроме собственно “музыки и времени”, у Джона Мостославского имеются коллекции каслинского литья, чугунных утюгов, фарфора и иных затейливых произведений человеческих рук. Кроме того, в отдельном здании находится так называемый “Музей одной картины”.
Впрочем, название это весьма условное. Картин в этом музее все же больше, чем одна.
Кстати, частный музей “Музыка и время” Джона Мостославского открылся в 1993 году во флигеле бывшей усадьбы купцов Соболевых.

Ярославский художественный музей

Волжская набережная, 23

Художественный музей города Ярославля считается одним из самых интересных среди провинциальных российских музеев аналогичного профиля. Возможно, причина в его не совсем обычной истории.
Как правило, художественные музеи или галереи имеют в своей основе частную коллекцию какого-либо местного дореволюционного купца, который из любви к прекрасному скупал все, что ему понравится. Поэтому подобные собрания грешат случайностью подбора (мало кто из русских предпринимателей всерьез занимался искусством) и некоторой ограниченностью.
В Ярославле все было не так. Идея создания городской галереи наметилась еще в 1913 году, когда из Академии художеств в город прибыли 13 картин знаменитых уже мастеров. Они слились с собранием Ярославского художественного общества, а после революции коллекция, естественно (скорее, впрочем, противоестественно), обогатилась работами из частных особняков. В результате в 1919 году коллекция составила 130 полотен и с тех времен постоянно пополнялась.
В результате на сей день в музее представлены работы таких классиков, как Венецианов, Врубель, Васнецов, Тропинин и т. п. А вокруг музея устроен весьма любопытный сад современной скульптуры.
КСТАТИ, музей расположен в здании, построенном в начале девятнадцатого века как путевой дворец российских императоров. Впрочем, довольно скоро он сменил свое функциональное назначение и стал местом жительства городских генерал-губернаторов.

ИНТЕРНЕТ

http://www.cnit.uniyar.ac.ru/yaros/www00039.htm

“Замечательный образец гражданского зодчества XVII века Митрополичьи палаты. Большой двухэтажный дом с великолепно оформленными фасадами стоял на территории Рубленого города, посередине обширной усадьбы. Палаты, служившие резиденцией ростовских митрополитов при их посещении Ярославля, имели характерную трехчастную планировку: сени, жилые покои, приемные покои. Сени, в которые вели два высоких крыльца (с юга – парадное, с севера – повседневное), разделяли дом на две части. Западная половина имела одностолпную палату и служила для торжественных приемов, в восточной находились жилые помещения.
В XVIII–XIX веках ограда, флигели и церковь были разобраны. В 1830 году здание палат подверглось капитальной перестройке (разобраны кр`ыльца, надстроен третий этаж, сбит декор на фасадах). Сильно пострадало оно во время белогвардейского мятежа. В 20-е годы нашего века этот памятник был частично реставрирован. Работы по его восстановлению возглавлял один из пионеров советской реставрации, П.Д.Барановский. Зданию был возвращен первоначальный облик (не восстановлены лишь каменные крыльца).
В 70-е годы нашего века Митрополичьи палаты капитально отремонтированы, и здесь разместился музей древнерусского и декоративно-прикладного искусства. Здесь экспонируются подлинные шедевры живописи: иконы “Вседержитель”(XIII век), “Богоматерь Толгская” (XIV век), “Благовещение”(XVI век), “Сергий Радонежский в житии”(XVII век) и многие другие. На первом этаже расположена выставка изразцов XIII–XX веков”.
Ярославлю повезло – в Сети можно найти очень четкий, быстро загружающийся, с огромным количеством гиперссылок сайт, посвященный прошлому города. Сухость же подачи материала компенсируется большим количеством хороших фотоиллюстраций.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru