Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Андрей ПОЛОНСКИЙ

Американская трагедия
на перекрестке эпох и интересов

Жестокая правда

Больше тридцати лет назад философ Григорий Померанц сказал: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вставшего на борьбу за правое дело». Он комментировал романы Достоевского и сформулировал таким образом свое отношение к корням насилия в принципе. Это очень разные миры – вторая половина девятнадцатого века, шестидесятые – семидесятые годы двадцатого и первые дни двадцать первого. Но человек остается неизменным: яростное стремление к справедливости постоянно порождает зло, и среди отчаянных и отчаявшихся, которые совершают самые жуткие преступления, больше всего тех, кто полагает себя мучениками за правое дело. «Герой – это богоборец и отцеубийца», – написал еще один наш современник, Евгений Авдеенко, блестящий истолкователь греческой мифологии и Гомера.
Борьба, неизбежная борьба, насыщающая событиями человеческую историю, имеет свои непреложные законы. И главный закон: чем прочнее защита, тем изобретательнее и опаснее нападение. В одном из своих рассказов фантаст Роберт Шекли описал общество, в котором гражданин имеет право взорвать, если вдруг недоволен, любого чиновника – от мелкого бумагомарателя до президента. Для этого ему достаточно прийти в некую контору и нажать кнопку. Это единственно возможная модель мира, застрахованного от террора. Безопасность наивных и ни в чем не виноватых граждан подрывают не только бомбисты и угонщики самолетов, ее подтачивают и власть имущие, создающие все более надежные системы, все более эшелонированные структуры для охраны своего тела.

Тень и воин

Многие политики, ученые и журналисты сходятся на том, что трагедия 11 сентября 2001 года обозначает рубеж эпох. Скорее всего действительно началась война. За один день в Нью-Йорке и Вашингтоне Америка потеряла людей больше, чем СССР за все годы афганской эпопеи. Но врага нет. И вот-вот начнется погоня за его тающей на глазах тенью.
Американские средства массовой информации в последние дни все чаще вспоминают Пёрл-Харбор. В ходу настоящие шедевры: «Я спросил своего отца: «Что случилось?» Он мне ответил: «Япония только что подписала себе смертный приговор, сынок». Президент Буш заявляет, что США спасут весь мир от терроризма и сумеют отстоять идеалы свободы. Однако такая жажда моментального реванша почти автоматически предполагает, что цели атаки окажутся мнимыми, а победа – пропагандистской. Действительно, американцам срочно нужна реабилитация – их система безопасности показала себя беспомощной и уязвимой. Но промах стал бы катастрофой – существует не виртуальная, а реальная смертельная угроза стране, государству, а может быть, и всей европейской цивилизации.

Кто и почему?

Жуткий террористический акт был не случайным. Он родился не из параноидального сознания маньяков-убийц и не на собрании членов сатанинской секты. Он стал следствием политического развития последних десятилетий. Больше того, во всем мире находились тысячи людей, которые радовались – вопреки официальному тону своих правителей – американской трагедии. Фейерверки пускали даже в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, а не только в Париже, Иерусалиме и Пекине. Люди не слишком жестоки. Они могут праздновать чужую смерть только в том случае, если гибнут их заклятые враги. США сумели сделать своими врагами как минимум четверть населения Земли.
Да, действительно, во время «холодной войны» спецслужбы США заботливо выращивали тот вооруженный религиозный радикализм, который сейчас они обвиняют во всех смертных грехах. Тогда они думали противопоставить его арабскому социализму, афганскому коммунизму и даже латиноамериканской герилье (речь идет об ультраправых группировках в Южной Америке). Но дело не только в этом. В 90-х годах американцы взяли за моду отстаивать свое понимание справедливости по всему белому свету и совершили при этом – даже исходя из собственной логики – несколько серьезнейших ошибок (на Балканах, к примеру, поддержав албанцев, или в собственной стране, разгромив секту «Детей Бога»). Они насаждали добро точечными бомбардировками и десантами и пропустили не менее точечный удар от тех, у кого сложилось другое видение добра. Вспомним: если самолетами управляли мусульмане, то они уже несколько дней нежатся в раю, и гурии выстраиваются в очереди, чтобы ублажить героев. Так представляют себе ситуацию простые люди и в Татарии, и в Бангладеш – ислам не признает другого отношения к пожертвовавшим собой в борьбе с иноверцами.
И все-таки исламский след, который так быстро обнаружили ФБР и ЦРУ, совсем не очевиден. Во-первых, мусульманские радикалы, кто бы они ни были, должны были бы предполагать, что такая жуткая акция ухудшит их положение на всех фронтах: американцы крайне жестко расправятся со странами-изгоями, у Израиля будут развязаны руки в Палестине, Россию станет труднее критиковать за политику в Чечне, а Индия с удвоенной энергией возьмется за решение своих проблем с сикхами в Пенджабе и в Кашмире. Во-вторых, слишком много раздавалось в последние годы угроз со стороны Осамы бен Ладена и ему подобных, чтобы эти угрозы реально можно было бы осуществить. И наконец, все улики, по сию пору обнародованные сотрудниками ФБР, чересчур напоминают классический «ложный след». Чего стоит один только автомобиль, якобы найденный в Бостонском аэропорту, где аккуратно были сложены Коран и инструкция по пилотажу «Боингов» на арабском наречии (!).

В мире существует не много групп, способных по своим финансовым, военным и интеллектуальным возможностям осуществить подобный террористический акт. Помимо исламских радикалов, это латиноамериканские наркоторговцы, связанные с ультралевым движением, и их alter ego, ультраправые – расисты, фашисты, традиционалисты, борцы с масонами и наследники ветеранов СС всех мастей, широко представленные и в Европе, и в Латинской Америке, и в самих Штатах. Думается, что в данном случае интересы всех этих групп каким-то образом пересеклись. Очень странно выглядят фанатичные угонщики-самоубийцы с бритвами в руках, поддерживаемые мощнейшей хакерской атакой на диспетчерские центры американских аэропортов, и уж совсем непонятно, каким образом подготовка такого террористического акта могла пройти незамеченной.
Американцы

Американцы приняли удар с достоинством и мужеством, свойственным великому народу. Нам точно известно, что в одном из самолетов вооруженным бандитам пытались оказать сопротивление. Видимо, только это спасло Белый дом.
Несчастье объединяет. И жители Нью-Йорка, и жители Вашингтона быстро оправились от первоначальной паники. Мэр Нью-Йорка Джулиани призвал соотечественников как можно быстрее вернуться к обычной жизни, чтоб не радовать террористов. Это образ подвига, быть может, куда более трудного, нежели подвиг военный. Ведь ценность повседневного существования – стержень западной цивилизации, и каждого здесь с детских лет готовили к успеху и мирной деятельности.
На фоне ньюйоркцев, выстроившихся в очереди, чтобы сдать свою кровь раненым, несколько странными выглядели выступления и перемещения президента Буша. Даже Сталин в декабре 1941 года не говорил о сияющих ценностях марксизма и интернациональной революции. Буш, выступая сразу после катастрофы, где погибли тысячи его соотечественников, не забыл о всемирном торжестве лучезарной демократии и тут же стал метаться по стране, еще много часов облетая стороной город Вашингтон. В минуту тяжелейшей национальной опасности так никогда не вели себя не только Рузвельт с Черчиллем, но и Милошевич с Хусейном. Хотя, быть может, террористы действительно грозили президентскому лайнеру, а концепция охраны главы государства за последние годы несказанно изменилась.

* * *

Американская трагедия аукнулась по всему миру. Как бы ни различались позиции и мнения разных народов и разных людей, почти все почувствовали собственную уязвимость, осязаемое присутствие зла. Символично, что в области экономики и финансов самый глубокий кризис потряс страховые общества. 11 сентября 2001 года рухнула иллюзия, что достижения цивилизации могут кого-либо от чего-либо застраховать, гарантировать завтрашний день. Мы снова стоим безоружными на пронизывающем ветру времени, и спасти нас могут только самые старые и надежные вещи – мужество, любовь и солидарность.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru