Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Валерий ДОЛОТИН

Информатика для самых маленьких

Оглавление данной брошюры дает весьма полное представление о том, что в настоящее время можно делать на информатике или с информатикой. Это три авторских урока: собственно информатики и обучение предметам в компьютерном классе. Данные жанры использования компьютера в школе являются признанными. Однако примечательно, что занятия предполагается проводить в начальных классах. Оставим за скобками оценку количества начальных классов в России, которые могут себе позволить такие уроки, и перейдем к содержанию.
Курс «Введение в информатику» можно заслуженно назвать фундаментальным. Начиная с насущных вопросов – «Откуда человек получает информацию?» и «Какого человека можно назвать богатым?» – до раздела с философским названием «Чувственный опыт», все материалы нацелены на то, чтобы заставить школьника задуматься. Здесь и логические игры, и чтение стихов, и ребусы. К сожалению, весь этот разнообразный ассортимент интеллектуальных упражнений практически не сказывается на умении школьника работать с компьютером. Можно дискутировать о содержании понятия «информатика», однако обратим внимание на тот факт, что появление этого предмета в школе, по крайней мере по времени, совпало с появлением там компьютера. Далее, как это часто бывает, предмет обучения отделился от предмета изучения (вспомним наш общий опыт изучения английского языка без обучения разговаривать на нем) и информатикой теперь возможно заниматься даже в кабинете истории. Но все же подобные занятия превращают этот предмет скорее в раздел высокого искусства, а наукой (как деятельностью по рациональному описанию окружающего мира) его делает лишь наличие такого приземленного предмета, как компьютер. В данном же случае компьютер по-прежнему остается черным ящиком, пригодным только для игры все с той же «Роботландией». Да, на компьютере можно играть, но вовсе не это принципиально отличает его от других изобретений человечества. Кто-то захочет видеть в компьютере модернизированную печатную машинку, кто-то – мольберт или фортепиано. Но со всех этих точек зрения не видно того, что компьютер является уникальным устройством, позволяющим не только использовать, но и создавать новые орудия труда, шаблоны, которые в зависимости от вводимых параметров могут давать новые результаты. Это может быть и набор геометрических фигур и рисунков, из которых можно делать коллажи, и простейшая программка-калькулятор, помогающая решать арифметические примеры. И здесь вовсе не очевидно, что рисовать с помощью «Художника» из «Роботландии» более интересно, чем с помощью редактора Paint для Windows. Вообще попытка развлечь ребенка – занятие неблагодарное. Детям всегда оказывается интереснее играть с «настоящими», хотя и самыми обыкновенными, предметами, ибо в них угадывается польза – возможность производить нечто новое. А яркие роботы и машины очень скоро остаются в пыльном углу.
Конечно, вопросы типа «За какие качества характера мы любим Золушку?», «Почему страус прячет голову в песок?» или «У моей сестры один брат. Как зовут брата?» при достаточном артистизме исполнения способны удержать внимание в течение урока информатики, но в реальной работе компьютера (даже печатании в обычном текстовом редакторе DOS или задании параметров экрана Windows) заключена не меньшая самостоятельная притягательная сила. Предлагаемый материал достаточно согласован и продуман, однако является скорее межпредметным, полезен для ведения уроков вообще, а та часть приобретаемых навыков, которые можно отнести собственно к информатике, у обычного школьника вырабатывается за час общения с товарищем, а не за 12 предлагаемых школьных уроков.
Следующий материал под названием «Русский язык и математика на уроках информатики» представляет собой попытку создать электронное учебное пособие на базе упражнений с использованием различных программ («Роботландия», «Буквоед», обычный текстовый редактор). В данном случае компьютер интересен как система с мгновенной обратной реакцией и возможностью изменения текста без исправлений на бумаге. Эти свойства действительно превращают компьютер в незаменимый тренажер, и остается лишь пожелать, чтобы как можно большее число учеников имели доступ к подобного рода упражнениям. При этом ссылка в названии на урок информатики может считаться чисто символической, говорящей лишь о самом факте использования компьютера.
Наконец, «Интегрированный урок в 1 классе» представляет собой экзотическое игровое введение в абстрактную теорию множеств, где учителю начальных классов отведена роль доброго следователя, начинающего урок словами: «Посмотрите-ка, ребята, в окошко... Снежок лежит белый-белый... Давайте поиграем в снежки». После чего в игру вступает учитель информатики, начинает рисовать на доске графы (точки со стрелками), закрывать их снежками и называть братьями и сестрами, демонстрируя явную свою интегрированность с маклером из кинофильма «По семейным обстоятельствам».
В целом же данный сборник оставляет впечатление, что информатика до начальных классов еще не доросла.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"