Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Четыре созвучия, объединяющие наши жизни

Мечта и реальность космической школы Роберта Мюллера

Письмо американского педагога и философа Роберта Мюллера я прочитала в Интернете. С одной стороны, сама судьба автора концепции космической школы убедительно доказывает условность разделения людей на страны, народы. Заманчиво ощутить себя гражданином мира и, отринув второстепенное, узнавать нечто самое важное для всего человечества и даже космоса. С другой стороны, каждая национальная культура, история, природа каждого уголка земли так бесконечно интересны и не изучены. Может, новая идея ядра мирового образования и космической школы Роберта Мюллера – нечто вроде изобретения эсперанто для педагогики. Язык любопытный, но какой-то неживой, лишенный деталей, подробностей, аромата. Тем более если речь идет о детях. Уж они-то не поднимаются до уровня всемирных абстракций…
В классических трудах Льва Семеновича Выготского по детскому мышлению читаю: «Ребенок раннего возраста воспринимает мир синкретически – целыми большими группами или ситуациями». Мудрая бабушка рассказывает про своего трехлетнего внука, который пока мало что знает о Москве, зато страшно интересуется звездами, Солнцем и все время просит рассказать ему про планеты. Вспоминаю, что и моя дочь в раннем детстве обдумывала глобальные вопросы происхождения жизни, связи всех существ и совсем не разбиралась в биологических деталях. Не отличая еще воробья от соловья, она уже понимала многое про птиц вообще.
Я до сих пор нахожусь в раздумьях, возможно, по причине недостатка информации. То, что мне удалось найти, как раз лишено конкретных подробностей, описания способов, приемов. Нет атмосферы. Но общая концепция помогает по-новому ощутить единство и гармонию мира, может, даже в своем конкретном уроке увидеть другие границы.

Письмо Роберта Мюллера всем учителям мира:

“До 17 лет я ходил во французскую школу, где должен был учить все французские реки и их притоки, все французские провинции и их столицы, французскую историю, героев и победы, французскую литературу и ее великих творцов. Мир и его историю мы изучали мельком в самом конце курса.
Однажды Германия оккупировала Францию, и немецкие учителя сказали нам, что Франция была загнивающей страной, а все, чему учили нас, – обманом. И нам пришлось зубрить названия немецких рек и их притоков, немецких героев и их победы, немецких писателей и философов.
В конце войны я написал диссертацию по праву, и мне посчастливилось получить работу в ООН. Вскоре уже американцы сказали, что у меня неправильное образование и вместо права я должен был изучать экономику. Так я попал в Колумбийский университет и прослушал полный курс экономики.
Так, только где-то к середине жизни я стал понемногу понимать, что единственно верное, объективное образование я получил в ООН, где земля, человечество, наша история и наши человеческие ценности стали едиными, всеобщими.
Я много думал о том образовании, которое получают ребята в разных странах мира. Встречался с коллегами-учителями, писал. Так родилось ядро всемирного образования, концепция школы, деятельность ребенка в которой строится на принципах ООН – метаорганизации человечества.
Сегодня в мире работает много школ, осуществляющих эти идеи. Прежний Генеральный секретарь ООН У Тан, мой наставник, говорил: «Мир не изменится и не обретет покоя, если у детей не будет нового образования».
В конце концов, цель образования – сделать ребенка счастливым, востребованным, универсальным человеческим существом”.

* * *

О космической школе Роберта Мюллера рассказывает Катарина Кларк:
– Как только я вошла в школу, то сразу ощутила непринужденную, свободную и деловую атмосферу, царящую среди педагогов и учеников. В классе трех-четырехлетние дети увлеченно обсуждали планетарные проблемы с полным сознанием своей неразрывной связи с огромным миром. Мне показалось, что они уже сейчас были готовы стать ответственными жителями нашей планеты. Система доктора Мюллера готовит учеников быть гражданами Земли. Курсы основаны на ценности каждой личности и ее уникальности для человечества. Ученики здесь пытаются осознать себя космическими существами, едиными со всем человечеством. Такой подход обусловлен возросшей взаимозависимостью в современном мире. Мы стали вопреки самим себе единым огромным человеческим поселением, и мы неразрывно связаны друг с другом во всем.

* * *

Мировое ядро образования отражает универсальность жизни в концепции «Четыре созвучия». В основе системы – тетраэдр.

Первое созвучие: “Наш дом – это наша планета Земля, наше место в космосе”. В какой степени Земля связана со Вселенной. От бесконечно великого до бесконечно малого и их взаимосвязи.
Такое планетарное познание пробуждает интерес ребенка и учит его сотрудничеству, что необходимо ответственному гражданину мира.
Второе созвучие: «Наше место во времени». Изучение эволюции. Мы должны понять прошлое, из которого проистекает настоящее, и обрести знания для сотворения будущего. Так ученики начинают видеть непрерывность жизни.
Третье созвучие: «Человечество – единая семья». Связи между различными группами людей. Постижение красоты и смысла в разнообразии. Общее в разном. Связующая нить человечества. Это приводит учеников к пониманию необходимости мира и счастья для всех живущих на Земле.
Четвертое созвучие: «Чудо человеческой жизни». Идея уникальности каждой личности, чуда жизни, истинной человечности. Радость осознания себя частью человечества и «слугой Земли, космоса».
Каждая «сторона тетраэдра» многообразно связана с остальными тремя. Так, Солнце изучается и как космический объект, и как фактор воздействия на жизнь людей. Человек исследуется и как биологическое существо, и как социальное, и как духовное.
Основная задача при этом – взрастить дух ребенка в процессе обучения, соединенного с нравственным воспитанием и радостью познания.
Три принципа школы: благоговение перед жизнью, ответственность перед планетой, взаимосвязь целого и частей. Как и многие образовательные системы (Монтессори, Вальдорфская, холистическая), школа Р.Мюллера, в основе которой лежит мировое ядро образования, сосредотачивается на этике, творчестве, воображении и эвритмии. Особое внимание уделяется накоплению личного опыта и созданию условий для развития и роста.
Ученики знакомятся с историей как процессом движения вперед человечества, понимая также общие ошибки и общую нашу ответственность, чтобы более конструктивно обдумывать будущее.
Преподаватель может опираться на любую культуру, но цель останется неизменной: позволить ученику по-настоящему ощутить себя частью космоса.
Школа располагается обычно в тихом пригороде и имеет довольно большой участок земли. Здесь дети учатся ценить природу и беречь нашу планету в целом. «Развивая фантазию детей при помощи сказок, игр, работы в саду, с животными и с тщательно подобранными материалами, школа Роберта Мюллера создает прекрасные условия для духовного роста, воздействует на сердце, ум и душу ребенка. Мы считаем: чтобы создать полноценную личность в будущем, нужно уже сейчас воспринять как можно полнее природу ребенка».
Часто спрашивают, связано ли мировое ядро образования с религией. Оно может быть связано с любой религией – и ни с одной. «Человечество так разнообразно в религиозных конфессиях и так едино в области духа. Ни один взгляд нельзя признать важнее прочих. На земле более пяти тысяч языков, и в каждом есть слово «Бог». Каждому ученику необходимо постичь бесконечное разнообразие, которое и составляет единство человечества. Они поймут, что любая религия представляет собой попытку людей приблизиться к Бесконечному Высшему Существу, Разуму, Духу, или к Единому, кто зовется многими Богом.
Первая школа Р.Мюллера открылась в штате Техас, США, в 1979 г. Ее успех оценили педагоги по всему миру. Теперь в этой школе Международный координационный центр школ Р.Мюллера и других объединений, работающих с мировым образовательным ядром.
Школа Р.Мюллера – частная, независимая школа для детей 3–13 лет. В классах не более 16 учеников. Всего около 60. Соотношение детей и учителей – 8:1.

* * *

Смотрю на фотографию, где дети лет шести держат в руках самодельные, вероятно, картонные материки и что-то про них рассказывают тем, кто остался за кадром. Мне нравится идея, что наша Земля не на спинах китов, черепах или атлантов, а в руках детей...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"