Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Ольга ЕВСТИФЕЕВА,
Наталья КУЧМЕНКО
г. Олекминск

Рычаг, которым можно
перевернуть школьный мир

Попробуем вместе преодолеть злополучный барьер между знаниями и умением!

В последнее время все больше говорят, что сами знания, которые получает ребенок в школе, не порождают его умения действовать в возникающих в реальной жизни обстоятельствах. И в рамках классических общепринятых форм работы очень сложно научить ученика умению мобилизовать в определенной ситуации знания и опыт для решения возникшей проблемы. Скорость обесценивания знаний в наш век довольно велика, стоит ли спешить их все усваивать? Приведет ли это к проявлению индивидуальных способностей каждого? Во все времена ценность умных голов была выше в сравнении “с набитыми”. Противоречие между знанием и действием проходит через всю историю школы и педагогики.
Наиболее важные компетенции сегодняшнего дня – это способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, регулировать конфликты ненасильственным путем. Важно уметь оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой, и делать свой выбор, владеть устным и письменным общением, несколькими языками, новыми технологиями, развивать в себе способность учиться всю жизнь как основу непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной деятельности.
Достичь этих необходимых человеку умений при традиционных подходах к построению образования сложно и возможно только частично. Поиск привел нас к методу проектов.
Мы хотим создать с помощью этого метода среду для осуществления учениками самостоятельной образовательной деятельности. Среду, в которой была бы возможна межпредметная проектная работа школьников. Например, при изучении темы “Географические открытия” в курсе истории средних веков в 6 классе мы будем организовывать проект, объединяющий историю, географию, литературу, иностранный язык, изобразительное искусство, труд. Раньше наши попытки организации проектов носили ситуативный характер. Теперь мы создаем систему проектной деятельности в школе I и II ступени.
Мы понимаем, что этот метод вносит изменения в позицию как ученика, так и учителя. Ученик становится активным участником образовательного процесса. Учитель – организатором самостоятельной познавательной деятельности своих учеников.
Ирина Дмитриевна Чечель в своих работах выделяет характерные особенности метода проектов: в них есть значимая социальная или личная проблема ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решения. Нам представляется, что результаты нашего эксперимента могут иметь теоретическую, практическую и познавательную значимость. Над проектом ученики работают и индивидуально, и в парах, и в группах, структурируют содержательную часть проекта с указанием поэтапных результатов. Используют исследовательские методы: определяют проблему и вытекающие из нее задачи исследования, выдвигают гипотезы для их решения, обсуждают методы исследования, оформляют результаты, анализируют полученные данные, делают выводы.
Наша гипотеза состоит в том, что если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для развития у учеников умения самостоятельно действовать в сложных жизненных обстоятельствах, навыков познания мира культурными способами, стремления к самопознанию и самоорганизации. Мы ожидаем, что у наших учеников разовьются коммуникативные качества, что они освоят новые информационные технологии. Наш эксперимент нацелен также и на изменение позиции учителя. Мы ожидаем, что учитель научится создавать образовательную среду, которая даст возможность каждому ученику найти личностный смысл своего образования, организовать в этой среде деятельность учеников, включающую все многообразие их личных образовательных траекторий. Надеемся, что учитель освоит демократические способы управления деятельностью учеников – такие, как обучение в деле, независимые занятия, совместное обучение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение.
Критериями оценки деятельности учителя станут разнообразие применяемых им методов и форм организации деятельности учеников и реальные результаты, достигнутые ребятами.
Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и так далее; коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Работа школы по методу проектов рассчитана на 2001–2003 годы. В этом учебном году мы запускаем такие проекты: “Космос” – в 1–5 классах, “Животные в опасности” – во 2 и 5 классах, “Путешествие по карте” – в 3 классе, “Великие географические открытия” – в 6 классе и, наконец, “Вокруг света” – в 7 классе. Мы верим в успех.
Предлагаем тем, кто захочет сотрудничать с нами, написать по электронному адресу: evrika@olekma.sakha.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru