Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Елена КУЦЕНКО

Колонка редактора

Когда до конца отпуска остаются считанные дни, летнее тепло и южный загар блекнут и тают прямо на глазах, я утешаюсь мыслью, что учителя, несмотря ни на что, все-таки счастливые люди. Хотя бы потому, что у нас два новых года. И один из них – первое сентября – совсем близко. В нашей школе несколько лет назад даже елку нарядили накануне начала учебного года.
Значит, как и в конце декабря, наступает время поздравлений, раздумий, подведения итогов – перед каникулами сил на это уже не оставалось и думать, кроме как об отпуске, не было никакого желания.
А сейчас самое время оглянуться на прошедший учебный год и оценить, получилось ли что-то интересное и настоящее, что захочется продолжить после каникул. Какими придут после лета мои теперь уже третьеклассники? Не люблю последний год перед расставанием: работать вполсилы неинтересно, а востребовано ли будет то, что складывалось в классе день за днем, не уверена... Зачем вкладывать столько сил и времени в то, что истает, как загар зимой? (“Отчего же ты любой ценой рвешься к солнцу каждое лето?” – возражаю я себе.)
Еще скучнее всеми силами пытаться сделать детей удобными для учителей средней школы.
Преодолеть этот душевный беспорядок помог летний педагогический фестиваль. Дети рано или поздно уходят от нас всегда, в том числе и собственные. А взрослым все кажется, что мы им чего-то недодали, недообъяснили... “Успокойся, – сказала я себе, – мы ведь растим их не для себя, а для них самих, чтобы они вышли в мир. С тем, что успели услышать от нас, что поняли и почувствовали за время, прожитое вместе”.
Эта простая мысль пришла ко мне во время фестиваля. Ехала я туда не столько себя показать, сколько людей посмотреть. Отчаявшись в непролазных дебрях инструкций по технике безопасности, планирования, процентов наладить хоть сколько-нибудь осмысленную, живую человеческую жизнь в классе. Может быть, это и не нужно никому? А школа должна социализировать, прививать нормы, формировать, воспитывать в духе... и подчинять высшим интересам? Может быть, только такое образование и подготовит ребенка к жизни в нынешнем жестком мире?
Нет, нет и нет! – слышала я на каждом мастер-классе, на палубе, в кают-компании от российских учителей, украинских, голландских, американских... Школа должна не подчинять и подравнивать ребенка под свои стандарты, а наоборот, строиться, жить и развиваться исходя из интересов детей, ее населяющих.
На редкость приятно и лестно было узнать, что некоторые приемы, элементы работы и жизни в классе, которые постепенно придумывались годами, похожи на те, что используют учителя где-нибудь в Голландии или в Сибири. Обязательно расскажу ребятам, что почти так же, как мы, о своем настроении рассказывают дети на другом конце Европы, только используют не образы и цвета, а картинки и жесты.
Фестиваль был необъятен: недосыпание и сожаление о неувиденном сопровождали меня все десять дней. Зато все, что удалось рассмотреть, понять или хотя бы услышать краем уха, интересно было примерять к себе. Что-то оказалось пока для меня неприемлемым, далеким – медитация, например. А все или почти все, что рассказывала Уилли Хенсен, оказывалось мне “впору”, даже досадно бывало: как это я сама не додумалась?
Предновогодний фестивальный фейерверк закончился, его участники разъехались, чтобы встретиться с учениками, и я тороплюсь навстречу своим третьеклассникам.
Нужно, чтоб от нас уходили дети не стандартные, а счастливые и уверенные в себе, – это мой собственный результат фестиваля.
И мое пожелание к новому учебному году.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru