АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ
Александр АДАМСКИЙ
Самая трудная радость
Для учителя это свобода самому
принимать решения и самому за них отвечать
Может ли педагогическое сообщество выработать
свою профессиональную этику? Или мораль в
образовании появляется исключительно сверху,
как и все остальное?
Может ли духовная жизнь учителя быть сильнее
унизительных условий и властных решений?
Есть ли радость в школьной жизни?
Накануне учебного года, как всегда, проводятся
августовские конференции.
Правда, не везде. В Москве, например, в последних
числах лета проводятся “круглые столы”, а
собственно большой столичный педсовет перенесен
на середину сентября. И в этом есть свой смысл – 29
августа пройдет заседание Государственного
совета, посвященное реформе образования, затем
президент В.Путин 1 сентября выступит на эту тему,
обозначится генеральная линия, а уж потом можно
будет давать установки учителям.
А то может получиться, как два года назад:
объявили августовские конференции про 12-летку, а
мэр Ю.Лужков накануне учебного года резко
отрицательно оценил эту затею. Пришлось
переверстывать формат и содержание мероприятий.
И хлопотно, и неприятно.
Так что лучше не торопиться.
Но в большинстве территорий, не столь зависящих
от высоких эшелонов власти, августовские
конференции все же состоятся, как и заведено, в
последних числах этого месяца.
И это правильно, потому что перед большим сложным
делом нужно собраться всем миром и посмотреть
друг на друга, сказать очень важные и нужные
слова, похвалить и воодушевить учителей.
Мы тоже решили внести свой посильный вклад в
августовский педсовет и предложить нашим
уважаемым читателям небольшой список тем,
которые, с нашей точки зрения, являются наиболее
важными на текущий момент.
При этом наши темы посвящены не бедам и все еще не
разрешенным проблемам, а наоборот – главным
радостям школы. Тем радостям, которые сегодня
могут воодушевить учителя, добавить ему сил и
даже здоровья, помочь прийти к ученикам с
уверенностью в успехе.
Радость творчества
У С.Соловейчика есть книга очерков о школе,
которая так и называется – «Вечная радость». И
там есть такие строки: «Мир заболел, в мире
эпидемия, у мира новый кумир: творчество,
творческое мышление, творческая личность,
творческие способности».
Мир заболел творчеством. А для школы, с нашей
точки зрения, это главная радость – творчество.
Пара «учитель – ученик» определяет жизнь школы
не по отдельности, а только вкупе. Раньше было
очень популярно спорить на тему «отношения
учитель – ученик», какими они должны быть и как
строить сотрудничество.
Очень просто: хочешь, чтобы твой ученик был
творческой личностью, – занимайся творчеством
сам. Никак иначе.
В этом смысле управление школой – управление
радостью учительского творчества, как это ни
странно, может быть, звучит. Странно или не
странно, а тут мы можем даже упорствовать и даже
очень жестко потребовать удалить из системы
школьного образования тех управленцев, которые
могут только руководить и раздавать строгие
указания и выстраивать системы фискального
слежения за исполнением своих распоряжений.
Не отношения с учеником должны быть какими-то
особенными, а, с нашей точки зрения, сама
учительская деятельность может заражать ученика
творчеством. Создавать вокруг учебы поле
творчества, саму учебу превращать в
увлекательное действие. Это и есть воспитание
творческой личности.
Мне много раз приходилось слышать недоуменные
вопросы: «Так вы что же – за творчество ради
творчества, за эксперименты ради экспериментов?»
В сотый и тысячный раз говорю и буду говорить:
«Да».
Потому что экспериментальная педагогика – это
не педагогика проверок ученых гипотез и
предположений, это совместная экспериментальная
деятельность детей и взрослых.
– А результат?
– А результат – творческая деятельность.
Что тут непонятного?
Радость свободы
Раньше школа была самой консервативной
общественной системой. Не считая тюрьмы и армии.
Все по команде, главное слово – «нельзя», учитель
зажат со всех сторон инструкциями и инспекциями,
а ученик, как кукла в театре Карабаса Барабаса, –
только что на ночь его не пришпиливали на гвоздь
в стене.
Но вечная школьная проблема – свободный учитель.
Вся драма школьной жизни разворачивается между
невозможностью учительской свободы и ее
необходимостью.
Невозможность учительской свободы определяется
жесткой регламентацией – бюрократия огородила
учительский стол непробиваемой стеной. И это еще
до принятия закона о стандартах, а что будет
после?
Может ли учитель определять то, зачем и чему он
учит своих учеников?
Если мы хотим, чтобы он был свободен, – может.
Если он не вправе сам решать, чему и как учить, –
он не свободен.
И здесь есть глубокое и на практике неразрешимое
противоречие.
Радость свободы – в собственном внутреннем
решении, в окаянстве взять на себя
ответственность за содержание образования своих
учеников. Не только за качественное выполнение
учебного плана и официальной программы, но и за
результаты образования.
Самая трудная радость – учительская свобода.
Очень жаль, что учителям приходится добиваться
своей свободы в непрерывных стычках с
бюрократией. От этого мотив победить чиновников
иногда побеждает цель стать свободным, и даже
если учитель побеждает, что бывает довольно
редко, ученикам от этого бывает только хуже.
Поэтому свобода учителя сегодня – не радость, а
скорее награда за тяжелый бой.
И это плохо.
Радость добра
Когда пытаешься о чем-то рассказать устно или
на бумаге, обязательно вынужден все расставлять
по порядку: первое, второе, третье.
Люди могут спросить: а что, разве творчество
важнее свободы? А доброта не так важна, как
творчество?
И это тоже плоды нашего традиционного обучения:
все должно быть в строгой иерархии: что-то –
самое важное, а что-то – не самое.
Но тайна педагогики, с нашей точки зрения, в том,
что в ней нет никакой соподчиненности. Нельзя
сказать, что творчество важнее свободы. Одно без
другого не бывает.
Я видел многих учителей и особенно управленцев,
свобода которых оказывалась бедой для школы и
учеников. Потому что Бог дал им волю и изощренный
рассудок, но не дал душевной доброты и сердечной
зоркости, чтобы разглядеть действительные
последствия свободных и системных действий.
Свобода опаснее несвободы. Свобода и творчество
без доброты – запретный, очень рискованный стиль
жизни.
Для учителя свобода, творчество и доброта – как
человеческие органы: если один орган отсутствует
– любой человек становится инвалидом, даже если
он очень хорошо справляется со своим делом.
…Три главные радости школы: творчество, свобода
и доброта. На них держится мир, на этих радостях
держится жизнь человеческая, и ее продолжение, и
ее вечная, неопровержимая правда.
У нас есть силы творить, есть стремление к
свободе и есть право быть добрыми к своим
ученикам.
Наши рекомендации к августовским конференциям
оказались не слишком похожи на методические
рекомендации, и возможно, их трудно применить на
практике. Но мы же не опытом делимся, а идеями и
мыслями. Так что надеемся – кому-то пригодятся.
Идемте в класс – дети ждут.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|