Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Ольга Хилтунен
Финляндия

Может ли школа уместиться в компьютере?

Виртуальный мир

Ломаются копья в борьбе за то, как эффективно преподать учебный материал, как грамотно организовать среду, в каком направлении модернизировать содержание образования, как построить взаимодействие учителя и ученика и как объективно оценить знания школьников. Нельзя сказать, что “воз и ныне там” – многие выпускники добиваются отличных результатов, опираясь на знания, полученные на уроках проверенной десятилетиями “старой” школы. Однако человеку свойственно стремиться к новому и искать разные пути решения возникающих перед ним проблем. Возможно, именно поэтому постоянно появляются новые педагогические теории и предлагаются иные способы обучения детей. Сегодня уже никого не удивляет постоянно растущее число посетителей на Интернет-страницах, содержащих рефераты и курсовые работы для школьников и студентов. Новое поколение выбирает не только пепси, но и знания в электронном виде. Многие учебные заведения размещают информацию о себе во “всемирной паутине”, некоторые из них предлагают возможности так называемого дистанционного образования, то есть получения знаний “не выходя из дома”.
Сейчас уже существуют виртуальные газеты и журналы, виртуальные магазины, библиотеки и кинотеатры. В виртуальном мире можно общаться, работать и отдыхать, можно найти себе друга и даже сыграть свадьбу. Студенты, желающие учиться, могут найти интересную информацию, отдельные курсы и учебные программы вузов. Интернет предоставляет прекрасные возможности для изучения иностранного языка: где еще и каким образом можно организовать “живое” общение с носителями любого языка мира? Давно известно, что ребенку до определенного возраста не составляет труда начать говорить на любом незнакомом ему языке, если у него будет возможность слышать, говорить и, главное, применять этот язык. С помощью чатов и Интернет-пейджеров можно беседовать в режиме реального времени с любым человеком, даже находящимся на другом континенте, при этом несущественны ни временные, ни материальные затраты. Практически отсутствуют психологические барьеры в общении, так как писать, сверяясь со словарями, вначале гораздо легче, чем говорить, и у ребенка появляется стимул изучать иностранный язык, так как он сразу видит результаты своих усилий.
Виртуальный мир сети Интернет благодаря своей относительно легкой доступности и отсутствию физических границ может дать возможность учителю и ученику встретиться, даже если педагог преподает свой предмет за тысячи километров от места проживания ребенка. К сожалению, эта идея, частично реализованная в образовании взрослых, до сих пор не нашла себе дороги в школьное образование.

Проблема признания

Времена меняются. Анализируя web-страницы, посвященные виртуальному образованию, легко прийти к выводу о том, что уже существуют школы и университеты, в которых можно получить образование и даже диплом с помощью сети Интернет. Многим сейчас знакомы такие понятия, как “дистанционное образование”, “интерактивные учебники”. Курс лекций по любому предмету легко умещается на дискете, и домашнее задание легко отправить на проверку по электронной почте. Все это – настоящее время и (как доказано практикой) пользуется спросом. И все же есть несколько серьезных “но”. У существующих на данный момент средних виртуальных школ в России нет официального статуса, и, строго говоря, ни одна из них не имеет морального и юридического права называться школой. Есть различные проекты, идут споры, но государственной системы аттестации виртуальных школ пока не существует. Есть основания полагать, что решение этой проблемы – вопрос только времени и работа над созданием новой области в образовании принесет свои плоды. Но признание государственными органами виртуальных школ необходимо уже потому, что настоящие первые ученики появятся только после получения школой официального статуса.
Довольно серьезным пробелом в организации дистанционного образования является отсутствие или плохое представление о четком учебном плане. И если в Европе студент в начале учебного года получает список необходимых для изучения в данном учебном году предметов и может составить собственное расписание занятий, то в России такая форма обучения еще не получила распространения. Ребенку зачастую бывает сложно понять, сколько учебных часов необходимо посвятить определенному предмету, и публикация подобных данных на web-странице школы помогла бы спланировать учебный ритм, исходя из личных нужд ученика. Общей особенностью сайтов, посвященных образованию, является то, что посетителю предлагается прочитать, увидеть или услышать текст, усвоить информацию и, возможно, сделать выводы. На качественно сделанных страницах предлагаются различные тесты, анкеты, задания, и есть возможность проверить результаты, отправив по электронной почте свои ответы на предложенные вопросы. Казалось бы, чего уж лучше? Сиди перед монитором, решай задачки, получай свои пятерки. Но не все так просто.
Не каждый взрослый легко строит свое образование, тем более такое умение необходимо детям. Многочасовое бессистемное пребывание перед экранами компьютеров и блуждание по web-страницам, к сожалению, не учат рациональности и не дают практических результатов. В то же время продуманная подача учебного материала с помощью сети Интернет могла бы дать ребенку возможность учиться самому, в своем темпе и своим способом. Создание такой учебной среды, в которой ребенок чувствует себя максимально комфортно, реализуя при этом свои индивидуальные способности и развивая новые умения, на сегодняшний день необходимо. Школа – это целый мир, который невозможно, да и не хочется впихнуть в учебник, пусть даже интерактивный и говорящий. Педагоги с большой буквы знают, что наилучших результатов можно добиться только в специально созданной под потребности ученика среде и с учетом его индивидуальности. Недостаточно создать сайт, просто наполненный учебным материалом. Нужна продуманная система подачи знаний и личностный подход к ученикам. А такой работы для виртуальных школ еще не проведено.
Общение “в электронной оболочке” притягивает своей простотой, но возникающие при этом социальные проблемы не всегда удается решить самостоятельно. Учителю в виртуальной школе придется серьезно задуматься над тем, каким образом обеспечить полноценное общение своих подопечных не только в виртуальном, но и в настоящем мирах. Безусловно, встречи на коммунарских сборах-сессиях станут основным видом коммуникаций, но такие встречи невозможно сделать достаточно частыми, и поэтому необходимо искать новые способы контактов.

Расширение рамок и возможностей

Подобная виртуальная система образования ни в коем случае не отрицает ни сегодняшней школы, ни учителя, работающего непосредственно с учениками. Она только расширяет рамки их деятельности. Сегодня мы можем прочитать тексты школьных и университетских учебников, хранящиеся в Вашингтонской библиотеке, но школьник из Мурома не может посетить урок физики питерского учителя. И даже если один-два ученика могут приехать на занятия интересного педагога, то уроки живущих в разных городах учителей, проводимые для одного ученика, пока невозможны. Ведь маленькому, да и не очень маленькому ребенку тяжело выехать не только в другую страну, но и в другой город, в то время как у взрослого такие возможности есть. Именно поэтому прямой контакт с учителями “не выходя из дома” важнее для школьников, чем для студентов.
Но не испугает ли учителя тот факт, что у детей появится возможность выбора между живым человеком и компьютером? История много раз давала ответ на подобные вопросы. Экранные образы кинематографа не заменили живую игру актеров театра, а самая современная машина никогда не заменит творческого учителя. И в то же время компьютер может облегчить работу, выполняя нетворческую часть его труда. Современные технологии могут помочь при подготовке, презентации и обработке учебного материала, сохранении результатов работы и рутинной писанине. Безусловно, компьютерным наукам будет посвящено большое количество учебных часов, но это только поможет ребенку в его дальнейшей профессиональной деятельности.

Виртуальное образование в Европе

Виртуальное обучение, существующее, к примеру, в Финляндии, пока не признано отдельной областью в образовании; и информация, размещаемая на страницах Интернета, больше похожа на собрание текстов различных учебников. Как и в России, финские виртуальные школы пока не дают полноценного диплома, но по некоторым отдельным курсам можно сдать экзамен и получить признаваемый реальными учебными заведениями сертификат. Подобное образование – платное и осуществляется как предпринимательская деятельность, хотя государство предоставляет студентам возможность получить денежную помощь на оплату таких курсов. Лицензии на образовательную деятельность выдаются обычным порядком, как и обыкновенным учебным заведениям. Существует поддерживаемый государством проект по виртуальным школам, и все организаторы подобной формы обучения могут получить консультационную помощь в министерстве образования Финляндии. Никаких особых требований к виртуальным школам нет, достаточно соблюдать установленный учебный план и проводить экзамены согласно порядку, принятому для образовательных учреждений. На сегодняшний день виртуальное образование в Финляндии поддерживается как общественным мнением, так и государством.
Сравнивая Россию и Европу, приходишь к выводу, что «у нас» и «у них» – совершенно разные подходы к получению образования. Если для российского ученика школа – это отдельный мир, где учишься далеко не только официальным наукам, а и способам общаться, выживать и самоопределяться, то маленькому европейцу сложно объяснить, почему к экзаменам готовятся за ночь до их начала.

Осуществление проекта

Каким образом подобный проект можно осуществить? Создание виртуальной школы не очень отличается от строительства обычной десятилетки, только вместо кирпича и цемента – команды языков программирования, а прорабами и строителями являются системные администраторы и web-дизайнеры. Интернет-образование становится популярной формой обучения во всем мире, и сейчас решаются уже более практические вопросы, чем “быть или не быть”. Пока еще не совсем ясно, можно ли получить полноценное школьное образование таким образом, но попытки такого рода уже предпринимаются. Во многом помогает опыт заочного образования, и практически все учебные заведения, предоставляющие возможность виртуального обучения, используют Интернет в качестве прикладного материала. К сожалению, пока не видно принципиально новых способов обучения, и говорить о новом образовании еще рано.
Школа в отличие от университета невозможна без живого общения ученика и учителя, и потому тем школьникам, которые выбрали себе педагога, живущего за тридевять земель, безусловно, необходимо собираться раз в несколько месяцев на учебные сборы, которые на студенческом языке называются сессиями. Школьники, встречаясь на таких сборах, будут решать не только учебные вопросы. Например, отлично вписывается в идею виртуального образования коллективная творческая деятельность. На сборах, подобных коммунарским, – выездных сессиях виртуальной школы могут как решаться организационные проблемы, так и зарождаться та трепетная дружба между участниками, которая сохранится на долгие годы. А творческие дела будут приносить не только психологическую, но и практическую пользу в виде школьного аттестата.
Правда, привнесение коммунарских идей существенно меняет облик виртуальной школы. Но если на мгновение представить себе самообразовывающегося ребенка, полностью лишенного живого общения с человеком, то как-то сразу попадаешь в холодный бездуховный мир, много раз описанный в фантастических романах. Не хочется такого будущего для своего ребенка.

Учитель в виртуальной школе будущего

Сложнейшая работа ляжет на плечи педагогов, готовых участвовать в подобном проекте: помимо навыков работы на компьютере им необходимо виртуозно владеть различными способами подачи учебного материала, искать новые решения и постоянно учиться вместе со своими учениками. В виртуальной школе будут отсутствовать понятие “прогулять уроки”, вызовы “на ковер” к директору и замечания в дневнике. Останутся домашние задания, но задавать их придется творчески, чтобы у ученика не возникло желания заглянуть на страницу с готовыми рефератами. Большим плюсом такой школы будет режим работы – никаких временных рамок и опаздывающих автобусов, звонков на урок и недоеденных бутербродов в буфете. Связаться с самой отдаленной точкой земного шара можно будет за считанные секунды, а живые уроки проводить в режиме реального времени с трансляцией для любого желающего. На службу педагогу придут все современные технические достижения, помогая задействовать все органы чувств ученика. Отсутствие материальных затрат на круглогодичное содержание школьных помещений и закупку мебели – довольно привлекательный факт. Подобная практическая выгода была бы очень кстати молодым педагогическим коллективам, имеющим много хороших идей, но мало богатых спонсоров. В виртуальных школах более важно содержание образования, а не цвет школьной доски. На web-страницах можно найти практически любую информацию за считанные минуты. У учителя всегда будут самые свежие данные в любой области науки, культуры и техники со всего мира, а ученик сможет найти ответы на любые вопросы. В виртуальных учебных заведениях будут самые полные библиотеки, причем в любой момент: понятие “единственный экземпляр” в Интернете отсутствует. А создавая и размещая во всемирной Сети собственные страницы, можно научиться сразу нескольким наукам – от работы с языками программирования до маркетинга. Безусловно, стоит учесть уже накопленный опыт: интерактивные учебники действительно интересны и познавательны, эффект “25 кадра” доказан практикой, а общение в чатах пользуется большой популярностью. Практически все существующее на сегодняшний день оборудование можно приспособить к учебным нуждам, благо многое в этом направлении уже сделано и все мы пользуемся микрофонами и наушниками, сохраняем и копируем информацию с помощью ксероксов и сканера, отправляем документы по факсу. Каждый день разрабатываются новые программы, всех возможностей которых не знают, пожалуй, даже их разработчики. Проводятся различные исследования возможностей человека, и нас уже научили быстро читать и сразу запоминать прочитанное. Используя подобные умения, можно учиться с увлечением и без стрессов.

Как поставить эксперимент?

Существует еще одна проблема, решение которой придется искать педагогу. В виртуальном мире практически не задействованы тактильные ощущения, хотя зрение и слух работают в полную силу. Задача не из легких, но какие-то варианты находить необходимо, так как в противном случае некоторые дети останутся за бортом. И тут дело не только в детях с физическими недостатками, но и в чисто психологической особенности усваивать учебный материал “руками”.
Пока неясно, как может выйти «из стен» виртуальной школы физик-экспериментатор, или дегустатор вин, или специалист по космической сборке. Впрочем, им тоже полезно было бы, хотя бы некоторое время, поучиться здесь умению работать, например, с банками данных. Проблем хватает...

Интернет в моей семье

Я – ученица и уже давно использую те же ресурсы Интернета, что и школы, предлагающие получить образование заочно. Я даже записалась на Интернет-курсы на финском образовательном сайте, но, видимо, из-за несовершенства обработки данных в Интернете не получила никакого вразумительного ответа. Также я пользуюсь поистине безграничными информационными ресурсами Интернета, находя любые справочные материалы, рекламную информацию учебных заведений и законодательные акты разных стран за несколько минут. Виртуальное образование интересно мне еще и потому, что, будучи очень занятым человеком, мне не всегда удается посвящать целый день пребыванию в четырех стенах учебного заведения. Сложности с составлением расписания, невозможность осуществить свои профессиональные запросы и трата времени – это минусы современной системы образования, и никакой даже самый лучший и душевный коллектив в классе не дает возможности реализоваться моему эгоистичному желанию утвердиться в жизни и стать независимой уже сегодня. Растущий в моем маленьком семействе сын Ваня в свои пять лет отлично владеет компьютером и с удовольствием занимается вместе с различными персонажами учебных компакт-дисков. Конечно, ему нравятся не только содержательные игры-уроки, но и ужасающие меня “стрелялки”, а диск “Немецкий язык для детей” все же остается самым используемым. И мне бы очень хотелось, чтобы у моего сына была возможность выбирать время и содержание обучения, так как проблема выбора – одна из самых сложных для ребенка. А саму науку решений я преподаю Ивану с младенчества. Для осуществления проекта “Виртуальная школа” необходима совместная работа многих людей-энтузиастов. И хотя в России есть примеры школ, созданных одним человеком, признание за виртуальным образованием права на официальное существование не должно быть делом рук одного творца. Уже понятно, что подобные формы обучения – будущее и наши дети будут расти совсем в другом мире.
Сегодняшние достижения будут казаться пережитками прошлого, и никто не вспомнит изобретателя школьного пенала. Классно-урочную систему плавно сменит что-то совершенно для нас сегодняшних непонятное, а понятие “школа” обретет новый смысл. Но именно сейчас и только нами закладывается фундамент этой, завтрашней, школы, и от нас сегодняшних зависят будущие достижения наших детей.

Отвлекаясь от образовательного содержания виртуальной школы, хочется заметить, что эта статья написана “методом настоящего будущего”: автор пользовался ноутбуком, сопоставление материала происходило с помощью сотового телефона. Информационное содержание статьи обеспечено сетью Интернет, а в редакцию материал отправлен по электронной почте. Новые способы решения старых проблем не отменяют роли человека, но применение современных машин значительно облегчает нашу жизнь. Это доказывать уже не приходится.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru