Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Вячеслав Прокофьев
Россия

Трудное путешествие на Восток

“Культурные агенты” на службе образования

Не приходили ли вы, с другой стороны, к выводу, что результаты многочисленных школьных походов в театр, на выставку или концерт не вызывают у вас как у педагога удовлетворения, что эти походы далеко не всегда становятся образовательным, развивающим событием для учеников?
У меня такие случаи бывали. Возможно, поэтому мне так понравилась идея: занимаясь изучением восточных культур, совместить собственно образовательные семинары, спроектированные с помощью современных образовательных технологий, с различными «культурными акциями» – концертами, перформансами, семинарами, мастерскими музыкантов и художников, видеопрограммами и т.д.
Технология образовательных сессий с привлечением гостей и экспертов была опробована нами с Марком Кукушкиным еще при проведении сессий-«погружений» по обществоведению в московской школе № 734. В этом же проекте мы пытались расширить образовательное пространство за счет привлечения музыкантов и художников, вообще «культурных агентов». Как мы иногда шутили, обычно в наших школах образование – отдельно, культура – отдельно. Вот мы и пытаемся вывести некий гибрид – мультимедийный, с привлечением разных видов искусства, образовательный проект.

Что такое «Станция Восток»?

В феврале этого года в школах Казани и Рыбинска, Липецка и Донецка, Харькова и Симферополя появились афиши с заголовком «Станция Восток» и подзаголовком «Международный мультимедийный образовательный проект». Состоящая из 11 пунктов программа обещала многое. Старшеклассники, рискнувшие прийти в Молодежный клуб на Фрунзенской набережной, и те, кто приехал на Весеннюю школу, кажется, не пожалели. И вот что получилось.
Весенняя сессия 2001 года «Станции Восток» была посвящена еврейской цивилизации и культуре. Нет смысла говорить о ее значении для культуры мировой. «Афины и Иерусалим» – греческий ум и еврейская мудрость – два столпа европейской культуры. Географически, конечно, современный Израиль по отношению к нам вообще – юг, а не восток. Но для древних римлян, например, Палестина – это и был тот самый загадочный Восток, с которого свет (тертуллиановское «Ex oriente lux» многие помнят со школы). Во-вторых, здесь Восток – понятие не географическое. И главной проблемой во всем этом была для нас проблема межкультурного взаимодействия. А поскольку точная формулировка темы этой сессии – «Еврейский мир: этнокультурные контакты» – тут уж было где разгуляться с проблемой межкультурного взаимодействия.

От легенды о Големе до Густава Майринка

На мой взгляд, в рамках сессии удалось собрать множество интереснейших вещей. Чего стоит одна только «каббалистическая сессия» с рассказом Марии Эндель (она, кстати, аспирантка Моше Иделя, крупнейшего в мире специалиста по средневековой еврейской мистике), да еще с редкими иллюстрациями, плюс легенда о Големе и собственноручное вычисление таинственных «гиматрий» – и самостоятельное толкование некоторых соответствий числовых значений слов. В запасе – для следующих «Каббалистических сессий» – остались фильм известного независимого американского режиссера Даррена Аранофски «Пи/Pi» и вообще тема каббалы и средневековой еврейской мистики в мировой литературе и культуре – от Пико делла Мирандолы до отца Павла Флоренского, от Густава Майринка до Умберто Эко. Легко оценить, какое количество имен, тем, проблем, идей заложено в одной, сравнительно небольшой по продолжительности сессии.

Когда язык не просто слово

«Вавилонская башня» – семинар по происхождению языков и народов. Профессор Милитарев – один из ведущих специалистов по сравнительному языкознанию, участник одноименного «взрослого» проекта, посвященного реконструкции праязыка человечества. Александр Юрьевич говорил о последних достижениях сравнительного языкознания; о его методах; о языковых семьях (вообще о классификации языков); о мертвых и живых языках; о реконструкции письменности древних языков. Поверьте, когда об этих довольно сложных вещах говорит знающий человек, способный поделиться действительно последними научными новостями, – дети слушают затаив дыхание. Да еще и вопросы задают! А после семинара – представления. Известная московская художница Елена Ковылина выразила свой взгляд на историю Вавилонской башни.
Семинар по современной культуре Израиля (проблемы взаимодействия религии и светской культуры, восточных и западных влияний, мощной многовековой традиции и современных веяний) вел Иосси Тавор, музыковед, больше двадцати лет проработавший обозревателем по вопросам культуры на израильском радио, ныне – директор Израильского культурного центра в Москве. Семинар «Хазарский букварь» с Артемом Федорчуком. Семинар «История евреев в джазе» и джазовая сессия, которую провел ди-джей и джазовый критик из Лондона Макс Райнхард...

Детские проекты

Часть работы Весенней школы “Станции Восток” была связана с осуществлением самостоятельных детских проектов.
Для старшеклассников очень важно простроить мостик между средним и высшим образованием. Но этот «мостик» – не железобетонное «натаскивание» и не «репетиторство с гарантией», а возможность разработать и осуществить свой собственный образовательный, исследовательский проект. Для нас, организаторов, наличие детских проектов было принципиально. Ведь в науке, как и в любом другом виде деятельности, важно не только «внимать», но и продуктивно работать. Только занимаясь самостоятельной работой, чему-то по-настоящему учишься.
Школьные проекты – вещь коварная. По опыту организации проектной работы в других ситуациях знаю, что очень легко впасть в имитацию настоящей работы, получить от ребенка отписку в виде «школьного реферата» – сборника выписок из попавшейся ребенку на глаза книги или «скачанного» из Интернета набора тривиальностей. Какое уж там исследование! И наоборот, трудно сделать так, чтобы проект стал реальным приложением детских сил, действительно привносил новый опыт в жизнь ребенка, повышал, как говорят методисты, «его социальную компетентность». В этот раз все получилось на удивление «всерьез» и «по-взрослому». Проектантам стало понятнее, что такое проект, как формулируются тема, цели и задачи проекта, что такое методология исследования. Может быть, и потому, что заявление проектов было делом добровольным (не было нужды делать вид, что что-то делаешь, если нет желания или ресурсов заявить проект сейчас, – вполне можно отложить этот шаг до лучших времен), но главным образом, как мне показалось, благодаря высокой планке, заданной присутствующими на школе учеными, во-первых, и хорошо налаженной коммуникации между преподавателями и школьниками (консультации, семинары) во-вторых.
Были заданы (явно – на специальных мастерских и консультациях и, что очень важно, неявно в том, как мыслят и как излагают свои мысли сами ученые) достаточно четкие образцы того, как следует формулировать тему, проблему, выискивать подходящие факты. И в этих четко заданных границах многие старшеклассники начинали себя достаточно уверенно чувствовать. Следует оговориться, что почти все представленные проекты были проектами исследовательского характера – это вытекало из задач школы. Проекты социального или художественного характера остались за бортом.
В работе над собственными проектами не только взращивается исследовательская культура будущих ученых, но и воспитываются весьма важные для коллективной деятельности умения. Одна из девушек, участвовавших в коллективном проекте «Этнокультурные контакты», отвечая на вопрос «Твоя главная мысль, идея после окончания Весенней школы», написала в итоговой анкете: «Оказывается, я могу работать в сотрудничестве – не подавляя инициативы других и не подчиняясь. Это для меня открытие».
Разумеется, такая плодотворная работа над проектами была бы невозможна без студентов, аспирантов и преподавателей московских вузов, где изучается академическая иудаика, без постоянного, официального и неформального общения школьников и профессоров, академиков, молодых ученых. Где еще можно так запросто остановить в коридоре одного из ведущих специалистов по сравнительному языкознанию, профессора Милитарева, или специально приехавшего из Иерусалима Зеева Элькина и в течение часа, а то и дольше спрашивать о том, что их интересует, и получать квалифицированные, но не сухие ответы, высказывать свои идеи и получать обратную связь?

«Культурный шок»

А вот другой пример работы “Станции Восток” – одна из мини-сессий под названием «Культурный шок».
В качестве видеоэпиграфа мы подобрали не очень известный у нас ролик «Пепси» и вообще рекламные ролики, использующие тему кросс-культурных контактов. Декорации, в которых проходил семинар, – выставка «Африканская скульптура». Эпиграф сессии: «Культура – это то, что делает нас чужими…». Странно? Но дослушайте до конца: «Культура – это то, что делает нас чужими, когда мы покидаем свой дом». Определение, как бы вывернутое наизнанку, точнее, определение, дающее возможность посмотреть на проблему своей и чужой культуры с другой стороны. Это – толчок к разговору, импульс для дискуссии: не является ли то, что мы привыкли считать родным, своим, источником неприятия всего, что на это «свое» не похоже?
В разговоре участвовали: Гай Арчер, главный редактор журнала «Capital perspective», американец, около года живущий в России; Нисан Амдор – атташе израильского посольства в Москве; Илья Лурия – профессор Иерусалимского университета (семь лет в Израиле после жизни в России); студентки из Швейцарии (около года в Москве); наши студенты – со своим опытом контактов с другими культурами. Главное условие для приглашенных – они должны иметь опыт вживания в чужую культуру (т.е. за плечами должна быть не просто туристическая поездка) и должны уметь внятно и по возможности интересно об этом рассказать. Ведущий (модератор) – Марк Кукушкин.
Сначала поставили «мысленный эксперимент»: участники семинара высказывали свои предположения относительно того, как они себе представляют трудности вживания в чужую культуру, какие проблемы придется решать, поселившись в чужой стране. Затем каждый из гостей делился своим опытом жизни в чужой стране, рассказывал «свою историю». Ведущий использовал рассказанные гостями сюжеты, вычленяя отдельные, важные, с его точки зрения, проблемы: этнокультурные стереотипы, различия в поведенческих установках, различия в интерпретации поступков и высказываний представителей другой культуры, причины этих расхождений; стремление сохранить собственную идентичность, возможность заимствований, взаимного обогащения культур. Участники вступали в мини-дискуссии по некоторым проблемам, соглашались или не соглашались с рассказчиком. Затем заключения экспертов, которые «вписывали» сказанное гостями в определенные схемы, согласовывая то, что было услышано, с социально-психологическими, кросс-культурными теориями, своим собственным профессиональным опытом (в нашем случае таким экспертом была Людмила Черная, психолог, профессионально работающий в Израиле с людьми, пережившими «культурный шок»). Затем «второй шаг» семинара – «Мой опыт выживания». Очень интересно было послушать, как приехавшие в Россию иностранцы «выкручиваются» в обычных для нас, но сложных для них жизненных ситуациях (для одного из гостей «шоковой» оказалась ситуация сдачи белья в прачечную), какие они выбирают стратегии, чтобы решать проблемные ситуации своей российской жизни.
Фиксируя на листе бумаги высказанные участниками начальные предположения-гипотезы («С какими трудностями я бы столкнулся…»), дополняли их услышанным во время семинара. Обсуждение этих дополнений, то есть сопоставление НАШИХ представлений и реальных впечатлений приехавших в эту страну, и стало содержанием занятия. «Задание на дом» – подумать о причинах ксенофобии, потому что следующий семинар, «Культурный шок-2: ЧУЖИЕ», был посвящен этой проблеме. Элла Митина, сценарист и продюсер, привезла свой фильм «Свои – Чужие», материал для которого снимался в московских школах.
В принципе такое занятие могло бы состояться в любой школе – просто в школу редко приглашают «посторонних», «внешних» людей, а если и приглашают, то не очень понятно, как их, простите, «использовать» (ну не их, конечно, а их опыт, потенциал) – часто подобные акции превращаются во «встречи с интересными людьми». Здесь же – нормальная учебная работа, но с участием «живых» экспертов. Занятие записывается на видео, чтобы использовать при случае – в курсе обществоведения, например.

Культурное зрение

Как мне кажется, нам удалось насытить материал сессий богатым содержанием и в то же время сделать так, чтобы участники не запутались и не «заблудились».
Мне представляется, что, несмотря на сложности такого рода работы, здесь вызревал другой, нешкольный тип образования. В чем этот тип заключается? Вот ключевой эпизод: тот момент, когда, по-моему мнению, сработал замысел – возможность взглянуть на проблему с нескольких сторон, используя различные языки культуры. А именно: я в какой-то момент позавидовал тем ученикам, которые были и на семинаре Евгения Сатановского «Израиль и арабский мир», и на представлении Антона Литвина «Война». Евгений Янович – потрясающий рассказчик и очень информированный эксперт, лично знакомый со многими политическими персонажами, о которых рассказывает. Представление Литвина – в общем-то странное и провокационное действо, чья терпкая ирония и подростковая категоричность, как оказалось, доступны старшеклассникам (почему это мы считаем, что у них плохо с чувством юмора?). В представлении кроме самого художника участвовали и старшеклассники (точнее, их рисунки на тему войны), и несколько московских кроликов – у них тоже была своя роль. (Всех деталей, в том числе финала, раскрывать не стану – может быть, вам доведется в чем-то подобном участвовать, и я не хочу лишать вас удовольствия от неожиданного решения.) Так вот, мне действительно показалось, что и Сатановский, и Литвин говорили об одном и том же, но используя различные языки культуры. Участники семинара, пришедшие на перформанс, имели возможность нарастить «объемность» зрения, по-разному отнестись к проблеме, по-разному ее увидеть и пережить. Именно в этом и состоял замысел.

Работа «на вырост»

Вообще, конечно, периодически у организаторов возникало ощущение, что замахнулись на слишком многое и что не все «вытянем». Но это болезненное и трудное ощущение работы «на вырост». Что-то действительно пришлось отложить «на потом», но кое-какие высоты все-таки взяли. Главное произошло: пришли старшеклассники, которые нашли себя в этом пространстве.
В принципе мы работали не только на школьников. Наше обещание «новая стратегия: студентам – школьникам – free lance» оказалось реализованным только отчасти. «Свободные художники» приходили на перформансы, семинары чаще «доставались» старшеклассникам. Приятные исключения, перекрещивания, случались не так часто, как хотелось бы. Но я надеюсь, что более реальное и продуктивное взаимодействие взрослых профессионалов и старшеклассников – впереди.
Приятной неожиданностью оказалась реальная заинтересованность и мощный потенциал академических структур, которые участвовали в проекте. Это и Институт Стран Азии и Африки МГУ имени Ломоносова, и Еврейский университет в Москве, Иерусалимский университет, ученые из Института востоковедения РАН. Хотя здесь тоже есть свои проблемы. Как педагоги много раз убеждались: организовать эффективное взаимодействие ученых и школьников – очень проблематично. Кстати, с учеными мирового уровня часто бывает проще, чем с молодыми аспирантами и кандидатами, – сказывается и лекторский, и вообще жизненный опыт, да и умение «не тянуть одеяло на себя», то есть не говорить только о том, что его лично сейчас интересует, а удерживать широкое поле «универсальных», общекультурных, не узкоспециальных проблем. Но в любом случае такое взаимодействие нужно специально организовывать – как сейчас говорят, тонко модерировать. Иногда делая нужное с педагогической точки зрения вступление, иногда активно вмешиваясь в процесс, задавая сценарий встречи, переформулируя отдельные вопросы и высказывания, иногда работая «секретарем» – выписывая на доске термины, которые могут быть непонятны для аудитории. Разумеется, все это – с согласия и после согласования с приглашенным лектором. Нужно, как говорят, заранее согласовать «формат» встречи. Итоговое решение зависит, в числе прочего, и от склонностей и вкусов гостя – кто-то любит солировать, кому-то уютнее в роли отвечающего на вопросы и т.д. При удачном решении результат, как правило, впечатляет.

Планы на будущее

Какой бы мне хотелось в будущем увидеть “Станцию Восток”? Как место сосредоточения «гуманитарных» ресурсов, место встречи и реального взаимодействия культур, ресурсным центром, «запасами» которого могли бы воспользоваться школы, и не только школы. Я бы даже воспользовался маркетинговым сленгом и сказал, что «Станция Восток» должна стать местом «упаковки» культурных ресурсов в удобном для употребления образованием (школами) виде (но без потери соответствующих культурных витаминов).
Организационно мы бы хотели предложить в следующем году школам: презентационные сессии (на базе школ) на тему «Межкультурное взаимодействие» («Культурный шок», «Чужие»); а затем приглашать старшеклассников на тематические сессии, посвященные различным культурам, на независимой базе (там, где будут необходимые условия). Самые заинтересованные смогут поехать на выездную – Осеннюю – школу, участвовать в Олимпиаде по востоковедению и в конкурсе проектов.

Конечно, хотелось бы заняться Китаем, Японией, Юго-Восточной Азией. Татарстан – почему нет? Тува, Бурятия – мощный потенциал, энергетика, богатое содержание, в том числе связанное с буддизмом. В списке контактов появилось малайско-индонезийское общество (кто сказал, что яванская культура – это не интересно или менее ярко?).
Спешу оговориться: это только предварительные планы, многое зависит от того, какие ресурсы удастся привлечь, насколько заинтересованные стороны будут заинтересованы. Мы не строим иллюзий, реализовать удастся, конечно, не все и рассказать
не обо всем.
Главное – учиться говорить на языках разных культур. А ведь в принципе любой урок может стать путешествием. На Запад, Юг или Восток.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru