Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Евгения БАСОВСКАЯ

Язык живой и дружелюбный


Львова С.И.  Язык и речь:
Книга для учителя 8–9 классов. –
М.: Русское слово, 2001

Зачем нужны дополнительные учебные пособия и книги для внеклассного чтения по русскому языку? Ответ не вызывает сомнений: затем, чтобы хоть сколько-нибудь сгладить впечатление, оставляемое в душе школьника основным учебником по этому предмету. Абсолютное большинство учащихся 8–9 классов продолжают заниматься по книге, лежавшей некогда на партах их нынешних учителей. Это учебник С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова и других, выдержавший более двадцати изданий. Говорить о его недостатках – дело неблагодарное, потому что они всем давно известны, что, однако, никак не влияет на судьбу одного из самых «успешных» и стабильных учебных изданий. И все-таки нынешняя ситуация дает повод для оптимизма. Не в силах отказаться от плохого, но привычного учебника, органы образования не препятствуют по крайней мере использованию дополнительной литературы, а она, к счастью, бывает совершенно иного качества.
Современный учитель может приобрести для работы с 8–9 классами учебное пособие С.И.Львовой «Язык и речь». В отличие от старых учебников, дающих представление о языке как сумме правил, эта книга обращена к проблемам коммуникации. Автор, в живой, доверительной манере обращаясь к юному читателю, объясняет ему, насколько важно владеть грамотной устной и письменной речью, и дает конкретные технологии совершенствования этих навыков.
Разделы пособия называются «Речевой этикет», «Устная речь», «Письменная речь». Многие параграфы имеют заголовки в форме вопроса: «Умеем ли мы пользоваться формулами вежливости?», «Помогает ли интонация выражать смысл речи?», «Для чего нужны орфографические правила?» и так далее. Этот прием помогает школьнику настроиться на диалог с текстом, включиться в обсуждение затронутых автором проблем.
С.И.Львова не только излагает материал, но и иллюстрирует его яркими, остроумными примерами, а также предлагает читателю играть в словесные игры, сочинять орфографические сказки, решать хитроумные загадки. Содержит книга и значительный справочный аппарат: небольшой орфоэпический и этимологический словарь, список интернациональных морфем, образцы словообразовательных моделей и библиографию.
Пособие «Язык и речь» не только углубляет лингвистические знания школьника, но и повышает общую эрудицию, стимулирует любознательность, настраивает на творческую работу. Восьми- или девятиклассник узнает, что такое вежливый отказ по-японски, как появилась фамилия Лермонтов, почему пьеса Чехова называется «Вишнёвый сад», а не «в`ишневый» – с ударением на первом слоге, почему орфографическую реформу 1918 г. современники считали экономически выгодной, и многое другое. Конечно, изучение языка не может быть сведено к чтению занятных историй, но С.И.Львовой как опытному методисту удается точно выдерживать пропорции: она дает школьнику необходимый минимум научной информации, а потом дополняет ее «развлекательным» материалом.
Наконец, пособие радует оформлением. У нас почему-то считается, что «книжки с картинками» нужны только малышам. В действительности же изящные и веселые рисунки радуют глаз читателя любого возраста. В «Языке и речи» иллюстраций не очень много, но текст все равно не выглядит «слепым», безнадежно монолитным. В целом можно сказать, что С.И.Львова написала, а издательство «Русское слово» выпустило чрезвычайно полезную и дружелюбную книгу.
Вероятно, ученикам было бы проще разобраться в хитросплетениях русского словообразования, если бы им изначально, в среднем звене школы, дали представление о разнице между словообразовательными и словоизменительными аффиксами. А поскольку школьная программа такого не предполагает, И.Г.Милославскому стоило бы посвятить этой теме специальный параграф. Тогда не возникло бы необходимости торопливо сообщать о том, что в некоторых словах обнаруживается не одно, а два окончания.
Не свободна книга «Зачем нужна грамматика?» и от отдельных стилистических шероховатостей. «…Разное оформление одной и той же мысли всегда непременно содержит и какое-то содержательное различие», – пишет автор (с. 137–138), подавая юным читателям не лучший пример обращения со словом. Но такого рода частности не умаляют общих достоинств информативной, современной книги, которая полностью соответствует заявленному автором принципу: «Надеюсь, вы поняли, что ошиблись, посчитав занятия русским языком для себя законченными, даже если у вас в аттестате по русскому четверка и вы не собираетесь поступать на филфак?» (с. 162).
Пособия С.И.Львовой и И.Г.Милославского, весьма различные и по содержанию, и по форме, выполняют тем не менее общую задачу: они убеждают ученика в том, что русский язык – это нечто большее, чем бесцветный школьный учебник с упражнениями на вставку пропущенных букв. А значит, эти книги – спасательный круг для думающего учителя.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru