По пять рублей! И сегодня!
Взносы на нужды школы – тема
болезненная и для родителей, и для учителей. По
скольку собирать? Где хранить? Кто за них будет
отвечать?..
Известно, что скорость эскадры
определяется самым тихоходным кораблем,
прочность цепи – самым слабым звеном. Это
обыкновенный, привычный житейский факт,
подтверждаемый и повседневным опытом, и
логическими рассуждениями. Такова жизнь. И
никому не приходит в голову обижаться и
возмущаться, что дело обстоит именно так. Но вот
ведь беда: порядочность, благоразумие, честность
и ответственность группы людей определяется по
тому же принципу, устанавливается на уровне
самого безответственного, непорядочного и
нечистого на руку сутяги-скандалиста. А это уже
обидно и досадно, если касается непосредственно
нас с вами. А нас с вами это постоянно касается,
потому что мы волей-неволей оказываемся членами
множества формальных и неформальных групп.
Я долго не решалась подойти к теме, потому что она
очень уж болезненная и деликатная. Недавно в
Москве прошла международная конференция
«Государственно-общественное управление
школами. Состояние и перспективы». На
специальном заседании «Родитель и учитель в
системе управления школой» все выступления
участников отличались повышенной
эмоциональностью. Прорывались чувства обиды,
досады, недоверия и разочарования. Вспыхивали
споры и даже звучали взаимные обвинения. Вы уже,
конечно, догадались, какая проблема
спровоцировала всплеск эмоций. Да, вопрос о том, в
каком количестве, в какой форме и на какие цели
собирать взносы с родителей, взволновал всех.
...Школа в небольшом областном городе активно
привлекает родителей к участию в
учебно-воспитательном процессе. При совете школы
создана комиссия по поддержанию порядка,
возглавляемая социальным педагогом. И учебная
комиссия есть под командованием заместителя
директора по учебной работе. А при библиотеке
работает комиссия по созданию учебного фонда.
Библиотекарь делегирован создавать этот фонд по
общему согласию учителей и родителей. На нужды
фонда с родителей каждого ученика решено
собирать по 5 рублей в месяц. «Да, по пять рублей,
сами же решили! – с обидой говорила завуч. –
Знаете, сколько раз уже по поводу этих пяти
рублей родители писали в прокуратуру и
скандалили... Собрать деньги вовремя невозможно.
Нет, родители – такой тяжелый народ, с ними
нельзя иметь дело!»
Оказалось, впрочем, что пишут в прокуратуру,
задерживают взносы и приходят объясняться на
повышенных тонах только двое: отец одного
ученика и мать другого. Но выводы о крайне
тяжелом родительском контингенте
распространяются на всех. Нам, родителям, это
обидно, но вспомним о самом тихоходном корабле,
определяющем скорость всей эскадры...
...«Деньги родителям доверять нельзя!» –
эмоционально заметила учительница из Северного
Казахстана. «А у нас, наоборот, ответственным за
все взносы выбран отец ученика», – удивленно
возразила учительница из Тверской области. Вдруг
зашумели все разом: дружный учительский хор
поддержал казахстанского педагога и страстно
предостерег тверского: «Нельзя этого делать! Вы
всех денег лишитесь! Родители легкомысленные,
безответственные!»
Печальные примеры сыпались как из рога изобилия.
Отец одного ученика пропил все собранные и
доверенные ему деньги, мать другого ученика
попросту их потеряла. Еще один отец пустил весьма
значительную сумму в оборот и вернул только
тогда, когда «прокрутил» ее несколько раз. Еще
одной матери доверили большие деньги, собранные
всей школой на выпускной вечер. Они оказались ей
очень кстати: она как раз навсегда уезжала из
Казахстана в Россию. Ни ее, ни денег больше никто
не видел.
Страшные истории следовали одна за одной. «Нет и
нет! Только в школе, в сейфе или еще лучше – на
счете в сбербанке деньги надо держать! Родителям
верить нельзя!»
От таких обвинений хочется поскорее защититься.
А так как нападение – лучший способ защиты, то
родители тут же заговорили о школьных поборах, и
диалог потонул в волнах взаимного раздражения.
Конечно, нам с вами, разумным и ответственным
родителям, крайне неприятно попадать под
подозрение из-за кого-то, кого мы не знаем и знать
не хотим. Но факт остается фактом, такие бывают,
они-то и есть самое слабое звено родительской
цепочки. Мудрость в том, чтобы учитывать это, не
обижаться и вместе с учителями, в процессе
диалога, установить разумные, необременительные
суммы взносов и выработать ни для кого не
оскорбительные формы контроля за ними.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|