Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Откроем свои мастерские!

Пусть инструментом на этих уроках будет событие, а материалом – знания и вера в самих себя

Как часто мы, задумываясь о работе с детьми, перечисляем, от чего хотели бы отказаться, что в традиционной школе для нас неприемлемо: трансляция учителем лишь предметных знаний, пассивность учеников, один и тот же способ и темп работы для всех детей в классе, боязнь “двойки” и, как следствие, боязнь ошибки. Но как преодолеть эти застарелые проблемы? Многие из них позволяет решить педагогическая технология французских мастерских. Она придется по душе тем учителям, кто хотел бы не просто сообщать ученикам информацию, а передавать способы работы и в анализе художественного произведения, и в естественно-научном исследовании, и в изучении исторических материалов.

Новая старая технология

Мы удивляемся, когда слово “education” видим в разных переводах – “образование” и “воспитание”: так как же все-таки правильно понимать? А французы удивляются: разве эти два понятия можно отделить друг от друга? Здесь коренится очень важная вещь – педагогическая цель: в чем мы видим смысл своей работы с детьми, чего от нас, учителей, ждут родители и зачем в школу ходит ребенок? Мы ставим на уроке обе задачи – и образовательную, и воспитательную. Но на выходе с нас спросится ответ к первой задаче: уложились ли мы в программу количественно и качественно; мы все привыкли к незыблемости тезиса, что знание – сила. Но мир меняется столь стремительно, что простое накопление информации зачастую не спасет и не выручит, важнее умение работать с ней: искать, выбирать, систематизировать, то есть самому вновь и вновь формировать образ мира.
Смысл образования на сегодня – познание. И в нем – сила. Но тогда существенно меняется не только цель и функция ученика, но цель и функция учителя. Впрочем, в процессе познания учитель и ученики равны и могут строить знания вместе. Уровни будут разные, но переживание трудностей и радостей обеспечены и тому и другому.
Это пространство педагогического поиска петербургских учителей после знакомства в 1990 году с учителями из ЖФЭН (GFEN) – французской группы нового воспитания (или образования?). Этому движению более 70 лет, оно пробивает себе дорогу во всех странах. Но по своему национальному радио его участники смогли прозвучать громко лишь летом 1993 года, когда организовали международную встречу учителей, работающих в этом направлении.
К ЖФЭН нет однозначного отношения: одни с воодушевлением подходят к принципам новой технологии и пытаются построить свои мастерские в точном алгоритме; другие уже включили алгоритм в свой личный опыт и ушли в новый поиск; третьи, ухватив какое-то одно звено, просто встраивают его в обычный урок (и хорошо, если не произойдет профанации); четвертым жаль времени (один из принципов французов – членов ЖФЭН: не торопиться отвечать на вопросы), пятые после первого же знакомства пренебрежительно отмахиваются: “Ой, да я всегда так делаю!” (иногда становится даже страшно, ведь амбиции не дают учителю заглянуть поглубже, разобраться в тонкостях и обнаружить, что зачастую далеко не так мы делаем). Хорошо, что думающих учителей больше.
В России стремительно расширяется круг учителей-экспериментаторов, ищущих, думающих. Радостно осознавать, что новая методика нам очень близка: французы с большим уважением относятся к русской педагогике и ссылаются на имена Выготского, Давыдова, Эльконина, Толстого, Макаренко. Новый сплав их идей с идеями Пиаже, Френе, Руссо на новом витке времени, конечно, не панацея от всех бед, но для нас это поле новых возможностей. Особенно возможности иначе взглянуть на позицию учителя в школьном процессе и осознать необходимость ее изменения: из дающего знания превратиться в организатора поиска знаний, из вдохновенного рассказчика стать воодушевляющим партнером в познании.
Работа по осознанию новой технологии кропотливая и нуждается в сотворчестве учителей. Мы приглашаем вас к знакомству с новым воспитанием-образованием, к началу дружеского разговора.

Все способны

Основой нового подхода является убеждение: все способны строить свое знание самостоятельно в совместном поиске, который опирается на ряд принципов:
– мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
– включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы);
– работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания;
– мастер не торопится отвечать на вопросы;
– необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней ребят;
– исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.
Здесь перечислены, конечно, не все принципы работы в мастерской. Но и они позволяют сделать вывод, что коренным образом меняется процесс освоения знаний: вопросы идут от учеников, а не от учителя; решаются они самими учениками в одиночку, потом в парах, далее в группах. Учитель оказывается помощником на пути к знанию.
Блеск учителя-оратора, рассказчика, разъяснителя переносится из мастерской на урок-лекцию, урок-консультацию, которые станут острой необходимостью для учеников в том случае, если самостоятельный поиск не разрешится “открытием”. Однако “открытия” ждут ученика в мастерской непременно. Сверяя свои старые знания по какой-то проблеме с тем новым знанием, которое он выстроил сам, испытывая этот разрыв, ребенок прежде всего восходит к самому себе, к своему “я”, раскрывается, растет, верит в свои возможности. И это становится главным достижением педагогики гуманизма.

Инструменты мастера

Как строится мастерская? Каковы ее этапы?
Основные моменты в мастерской следующие (терминология группы ЖФЭН):
1. Индукция (наведение) – создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и так далее – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3. Социоконструкция – построение этих элементов группой.
4. Социализация – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5. Афиширование – вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой ученик).
6. Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
7. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, подсказок – информацию, которая будет предложена участникам в тот момент, когда в ней возникнет необходимость. Естественным образом увеличивается объем информации, с которой учитель работает предварительно, чтобы в ходе мастерской самому остаться в тени.
Конечно, мастерская не равна по времени уроку, она требует исследования и детального проговаривания гипотез и результатов. Часть вопросов не получит ответов здесь и послужит материалом для следующих мастерских. Скорее всего урок такого типа будит интерес ребят и нужен в начале большой темы. Дальше пойдет обычная черновая работа, оформление записей в тетради, исправление возможных ошибок, тренинг в решении биологических, экологических, практических задач. И когда знания, как говорят психологи, пройдут “латентный период”, улягутся, можно провести проверочную работу и теперь наконец воспользоваться оценкой. А пока – творческие работы и радость от их создания.

Главное – увлечь

Для любой мастерской характерна доброжелательная атмосфера, движение в классе, общая увлеченность. Снятию напряжения и включению в работу собственного “я” каждого работающего в начале мастерской помогает особый настрой-индуктор. Он может быть совершенно отличным от темы работы, главное, чтобы были вызваны ассоциации, настроения, ощущения, воспоминания, предположения, размышления. Странные или неожиданные, необычные задания способствуют раскрепощению, общению группы, освобождению ученика от боязни что-то не выполнить.
Подобное начало помогает созданию интеллектуального запроса, на который затем будет работать вся информация, подобранная к изучаемой теме. Задача мастера собрать все вопросы воедино в ходе первой социализации: зачитать по кругу и записать их на доске, на больших плакатных листах или предложить учащимся сделать это в тетрадях. Возвращение к собственным вопросам поможет в коллективной работе с различной информацией: словарями, справочниками, слайдами, фильмами – со всем, что помогает найти ответы.
Я вспоминаю свой первый поток ассоциаций, вызванных словом “мастерская”: гончар, круг, произведение, мастер, шум, стружки, творчество, свобода, движение…
Теперь я знаю, что он не случаен.
Действительно, мастерская – это не место, не территория, а событие в жизни мастера и учеников, где в организованном пространстве и времени люди мастерят, конструируют свое знание. Они разрушают старое, стирают ошибки, лепят слова через боль отказа от своих старых представлений о мире и через приобретение знания о себе самом.
“Я мыслю – значит, я существую”, – утверждал Декарт. “Я познаю – значит, я существую”, – хочется сказать после проживания мастерской – события в школьной жизни ребенка. Хорошо, что это событие есть!

Надежда БЕЛОВА,
учитель биологии
г. Санкт-Петербург

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru