Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Яна ДЮКОВА

Хочешь ли ты, чтобы я спланировал твой успех?

Но этот вопрос не задается...

Мне хочется отозваться на рассказ об НЛП по нескольким причинам. Во-первых, я не могу согласиться с идеей о пользе внедрения НЛП в школу. А во-вторых, я имею опыт взаимодействия с НЛП и, на мой взгляд, мне есть чем поделиться с теми, у кого такого опыта нет.

Что же такое НЛП ?

Каждый человек в своей физиологической, мыслительной и эмоциональной деятельности имеет свои “пути”, наиболее ему близкие способы разрешения проблем, вопросов – способы жизни, свои несознаваемые стратегии. Они лежат на более глубоком уровне, чем обычные мысли, чувства, желания. Это можно сравнить с потайной дверью, имеющейся у каждого человека и открывающей – при правильном подборе ключа – доступ к его реакциям и желаниям. Открой такую дверь, и ты поймешь, каким способом наиболее успешно донести до собеседника свою информацию, какие твои слова наверняка расположат его в твою пользу, как поместить в область его ценностей твою ценность.
Таким ключом становится для того, кто владеет НЛП, язык слов, жестов и мимики, на котором мы разговариваем с другими людьми.
Этот язык играет в нашей обычной жизни очень большую роль: он является своего рода односторонним мостом, соединяющим нас с внешним миром. Односторонним, так как с его помощью я становлюсь по своему желанию более или менее виден, понятен окружающим, но для них нет входа в мой внутренний мир по этому мостику, я у себя внутри в безопасности, защищен от чужих взглядов.
Всякое слово, сказанное нами, всякое наше движение неразрывно связано с нашим личным внутренним устройством и физиологически, и психологически. Метод НЛП основан на понимании и использовании связей между внутренним устройством человека и его внешними проявлениями.
Мы все так или иначе изучаем друг друга, более или менее друг друга знаем и понимаем именно благодаря изучению.
Но всегда остается вопрос: а не будет ли это знание меня использовано против меня, использовано без моего участия и ведома? И еще: а не узнал ли я о другом больше, чем он хотел сообщить мне, не нарушил ли я его границ в порыве моей любознательности?
Наш мост перестает быть односторонним для владеющего техниками НЛП; по нему практически любой может проникнуть без нашего позволения и даже без нашего ведома в наш внутренний мир.

Методики НЛП и сотрудничество

Методы НЛП позволяют устроить так, чтобы человек захотел того, чего не хочет, сделал то, к чему по какой-либо причине не расположен, отвернулся от того, на что всегда обращал пристальное внимание. Попав во внутреннее пространство ученика, учитель сможет изменить в нем то, что, на его взгляд, должно быть изменено.
«Ну а что в этом плохого? – вероятно, скажут многие из тех, кто уже достаточно намучился с детьми, не желающими учиться, отказывающимися прилично себя вести на уроках. – Пускай бы и захотел учиться! Школу-то надо кончать!»
Если бы методики НЛП, о которых говорит директор школы № 507, проводились действительно в рамках сотрудничества, взаимодействия с детьми, то урок начинался бы с вопроса к каждому ребенку в отдельности: «Хочешь ли ты, чтобы я изучал тебя, исследовал твой внутренний мир, чтобы у тебя появились желания, которых нет сейчас, цели, которые сейчас не кажутся тебе привлекательными?
Но этот вопрос не задается, и это понятно: на ответы каждый раз уходило бы очень много времени; и главное – кто бы согласился?..
Но без этого вопроса, без наличия у каждого ребенка точной информации о будущем процессе речь может идти не о сотрудничестве, а только о воздействии на сознание учеников.
Отношения сотрудничества подразумевают равенство наших позиций: я доверяю моему коллеге, кем бы он ни был, в том, что он никуда, даже в рай, не потащит меня насильно; в том, что он будет уважать мое нежелание работать с ним, если таковое возникнет. Я доверяю ему, так как он всерьез относится к моей заинтересованности в сотрудничестве. Наше сотрудничество основывается на том, что каждый из нас принимает самостоятельные решения относительно совместной работы. Если у кого-то из нас нет желания работать с другим, то по причине того же доверия он скажет другому: “Я не хочу работать с тобой”, и тогда наше сотрудничество будет строиться на обсуждении отказа от работы и дальнейших наших общих перспектив.

Программирование и душа человека

Трудно не согласиться с Андреем Плигиным в том, что разница между зомбированием и программированием есть. Человек зомбированный не знает, что он делает; а запрограммированный человек не понимает, для чего он поступает тем или иным образом. НЛП – методика программирования.
“Прежде всего мы на биологическом уровне очень жестко спрограммированы природой. У мыслительных процессов тоже есть программа...” – рассказывает директор школы.
Действительно, мы запрограммированы природой; поэтому трудно в рефлексии ответить на вопрос, для чего, например, мы плачем, когда у нас несчастье.
Когда мы запрограммированы другими людьми, нам становится так же трудно отвечать на вопрос, для чего мы совершаем несвойственные нам от природы поступки.

Программирование может помочь в учебе, но платой за это будет растущее недоверие ученика к самому себе как к человеку, который способен самостоятельно совершать выбор, принимать решение и следовать ему.
Если меня программируют и я об этом знаю, то мне тоже начинает хотеться управлять кем-нибудь… Я перестаю понимать, что это противозаконно, что никто не имеет права управлять другим живым существом.
Поэтому перспектива всеобщего использования методик НЛП, особенно в школе, видится мне как крайне опасная.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru