Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

КИНОПРОБЫ

Сергей КУДРЯВЦЕВ

Все смешалось между Востоком и Западом

На Московском кинофестивале
не будет ни одного российского фильма

Впервые за 42 года Московский международный кинофестиваль остался без российского фильма. Причина того, что организаторам киносмотра в Москве так и не удалось найти ни одной отечественной ленты, заключается, пожалуй, не в их повышенных требованиях, якобы отличающихся от режима благоприятствования, когда в советские времена любому нашему фильму был гарантирован Золотой приз. Дело в том, что некоторые картины уже “засветились” на других международных фестивалях, другие еще приберегаются для Карловых Вар, Локарно, Венеции или Монреаля.
Правда, есть незначительное утешение, что среди 17 фильмов конкурсной программы в последний момент оказалась работа русского режиссера, но снятая за пределами Родины. Но если бы отборщики ММКФ так же владели искусством создания интриги, как устроители Каннского киносмотра, они вряд ли прошли бы мимо возможности свести в одном состязании Сергея Бодрова-старшего с его немецкой по производству криминальной лентой “Сделай это по-быстрому” (кстати, перевод коряв и несколько двусмыслен – проще было бы назвать “На скорую руку”) и Сергея Бодрова-младшего с дебютной картиной “Сестры”. Вдобавок в главной программе присутствовал бы российский фильм. А так получилось, что во вполне неплохой год для нашего кино на фестивале в Москве вообще не представлена Россия.
Но если уж не российская лента, то киргизско-казахская явно не помешала бы, чтобы связать все стороны света. Тем более что в конкурсе практически треть фильмов оказались ориентированными на Восток: представлены все модные кинематографии – Гонконг, КНР, Южная Корея, Иран, а также присутствует Индия. Кроме того, действие голландской картины “Дикие мидии” происходит на отдаленном острове у Новой Зеландии. Напротив, героиней шведской ленты “Стеклянные крылья” Резы Багхера – он иранец по происхождению – стала молодая иранская девушка, пытающаяся приспособиться к западной жизни. То же можно сказать и про русских в Лос-Анджелесе, персонажей упомянутого фильма Сергея Бодрова-старшего. Все смешалось в пространстве между Востоком и Западом, где нашлось место и странам Восточной Европы (Чехия, Польша, Венгрия).
Интересно и то, что почти треть главной программы также составили дебюты (и тут пришлась бы кстати картина “Сестры”!). Отговорка Кирилла Разлогова, директора отборочной комиссии фестиваля, что она, увы, была поспешно выпущена в прокат, не кажется особо убедительной, поскольку в регламенте есть лишь ограничение относительно участия фильмов в других международных смотрах и сроков их создания (не более года назад).
Между прочим, в этом году отборщики были повнимательнее и прежних грубых просчетов не допускали. Если особо не придираться к тому, что три из представленных лент демонстрировались кое-где вне конкурса (Гонконг, Гётеборг, Берлин), а фестиваль операторского искусства Camerimage (где “засветилась” польская картина “Подальше от окна”) не так уж известен, что аргентинское “Наследство” вышло на родине 21 июня 2000 года, то программа составлена в принципе корректно.
Что касается фильмов, которые могут удивить... Пожалуй, следует назвать “Реальный вымысел” корейца Ким Ки Дука (автора прославившегося в Венеции “Острова”), “Слепых” венгра Петера Тимара и “Фанатика” американца Хенри Бина, отмеченного главной премией на фестивале независимого кино Сандэнс.
В состав жюри ММКФ вошли восемь человек, причем тон задают все-таки актеры, поскольку и немка Маргарете фон Тротта, и китаец Цзян Вэнь начинали в кино как исполнители, а уж потом занялись режиссурой. К актерской братии также принадлежат украинец Богдан Ступка и литовка Ингеборга Дапкунайте. Единственным “чистым режиссером” оказался только наш Игорь Масленников. Мориц де Хадельн, швейцарец по происхождению, и американец Джефри Гилмор представляют фестивальное движение. А француз Фредерик Сишлер – продюсер.
Судя по такому раскладу в жюри Московского фестиваля, можно приблизительно предположить, что оно все-таки поддержит достаточно новаторское кино с социальными мотивами, но и с неприкрытыми чувствами. Из конкурсной программы наиболее близки к этому американский “Фанатик”, иранская лента “Под кожей города” и индийская – “Благоразумие”. Насколько же благоразумным станет вердикт, выяснится только 30 июня.
А вот составляя внеконкурсную программу ММКФ, отборщики явно переусердствовали, запланировав целых 18 секций.
Даже те продвинутые зрители, которые желали бы многое посмотреть, будут просто разрываться между программами, уготовленными накладываться одна на другую. Столь мелкое дробление вообще-то не свойственно признанным международным фестивалям, которые ограничиваются максимум одним десятком секций и ретроспектив. В результате же получится, что большинство фильмов останется без внимания даже со стороны критиков, а организаторы фестиваля начнут опять жаловаться, что все “ленивы и нелюбопытны”..


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru