Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛИНИЯ СЦЕНЫ

Алла МИХАЙЛОВА

Экстравагантно, спорно, талантливо...

Вологодские сюжеты

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ “КАРМЕН”

По какой-то не вполне понятной логике, по каким-то неявным причинам то здесь, то там вдруг возникали театры, которые условно можно назвать авангардистскими. Или авангардными. Причем речь идет не о пресыщенных столицах, а о самой что ни на есть периферии.

В середине 60-х вдруг прошел слух, что в городе Павлодаре группа молодых артистов во главе с Владимиром Кузенковым делает новаторские спектакли, которые надо обязательно видеть. Почему именно там? Спектакли действительно говорили со зрителем непривычным языком, предлагали необычные постановочные решения. В это же примерно время покой сибирского города Красноярска нарушили молодые режиссеры Кама Гинкас и Генриетта Яновская, которые буквально за два сезона подарили местному ТЮЗу репутацию экспериментального театра. И поехали в Красноярск молодые художники и артисты, которым надоела рутина…
В 1976 году возник и Вологодский ТЮЗ, который, правда, был организован для исполнения своих прямых обязанностей – ставить спектакли для детей. И поначалу прицельно занимался этой воистину важной и нужной работой – ставил сказки, “школьные пьесы”, классику. И даже получил Государственную премию за спектакль “Прости меня”, созданный режиссером Валерием Бароновым по текстам Виктора Астафьева, жившего тогда в Вологде. Но главные режиссеры долго здесь не задерживались – все-таки ТЮЗы вечно были театрами “второго положения” (если не третьего).
А Борис Гранатов задержался вот уже на 15 лет. Во-первых, ему было что сказать, во-вторых, он одержим идеей как сказать, проблемой формы. Кроме того, оказался неплохим организатором, добился единоначалия (своего, разумеется), которое осуществляет в полном согласии с директором-распорядителем Еленой Поповой. В 1990 году труппа перешла на контрактную систему. А самое главное – театр постепенно обрел вполне узнаваемое и для многих привлекательное лицо, более того, свой стиль. С явным оттенком модернизма, что не могло понравиться всем и сразу. Спектакли Гранатова всегда вызывали (надеюсь, будут вызывать и впредь) споры в театральной прессе и среди зрителей. Кое-кто до сих пор не может простить режиссеру, что он поставил чеховскую “Чайку” как сны Константина Треплева, в стилистике его пьесы о Мировой Душе. Мне тоже не показалось это единственно возможным решением, хотя спектакль был сказочно красив (Гранатов постоянно работает с превосходными художниками Степаном Зограбяном и Ольгой Резниченко). А вот хрестоматийная пьеса “На дне” идет тут под названием “Чердак”, и режиссер действительно поселил горьковских персонажей на чердаке какого-то современного заброшенного дома и придал им вполне узнаваемый и разнообразный облик нынешних бомжей. И крайне любопытно, что пьеса приняла это экстравагантное решение…
В дни своего первого юбилея, отмечая четверть века работы, Вологодский театр для детей и молодежи (так он теперь называется) показал две премьеры: пьесу современной шведской писательницы Г.Боэтиус “Девушка, которая вышла замуж за индюка” и инсценировку романа французского прозаика Веркора “Сильва” под названием “Новый Пигмалион”. И если в первом спектакле заслугой театра можно считать, что он придал скромной бытовой пьесе об отчуждении поколений броскую и забавную театральную форму, то о второй премьере хочется сказать особо.
Этот спектакль продолжает тему известной книги Веркора “Люди или животные”, следуя в то же время не столько схеме античного сюжета, сколько основным линиям пьесы Б.Шоу “Пигмалион”. Только у Веркора именно Галатея влюбляется в своего Пигмалиона, хотя и он отнюдь не остается равнодушным. А веркоровская суть истории в том, что речь идет о попытке превратить животное в человека.
Сюжет “Нового Пигмалиона” фантастичен: преследуемая сворой охотничьих собак лисица застревает в ограде некоего английского поместья. Владелец его, желая спасти животное, накрывает его своим телом, собаки бросают след, а когда Альберт Ричвик поднимается, то видит на земле не лисицу, а рыжеволосую девушку… Он приносит ее в свой дом, и начинаются попытки превратить животное в человека. Артистка Ольга Юганова замечательно пластична, угловата и грациозна одновременно, затянута в оранжевое трико и обладает гривой роскошных рыжих волос (собственных!). Альберт сначала пытается ее дрессировать, потом начинает ей объяснять элементарные правила человеческого поведения – лисица оказывается понятливой. Альберт учит ее есть по-человечески, носить одежду и т.п. И на наших глазах животное постепенно становится человеком. И все это играется точно, экономно и с хорошим внутренним юмором. Кончается дело тем, что Сильва влюбляется в своего хозяина-учителя…
Зал смотрит эту историю напряженно и сочувственно. Вместе с Сильвой пытается разобраться в коренных вопросах бытия. Так, ей приходится узнать, что такое смерть (умер ее друг, старый пес Барон). Она пытается уразуметь человеческие объяснения, однако не может представить, что это ожидает и ее. Но, кажется, ей так и не удается понять, что такое жизнь… Пьеса кончается тем, что Сильва убегает в лес, где снова превращается в лисицу и погибает.
Где проходит грань между человеком и животным? Может ли животное стать человеком и надо ли к этому стремиться? Что такое жизнь? Что такое смерть? Согласитесь, что не каждый день наши театры предлагают своему зрителю поразмыслить над такими проблемами.
А что же достается детям? Все, что должен делать ТЮЗ, театр делает. В его репертуаре много спектаклей для маленьких – “Морозко”, “Золушка”, “Дюймовочка” и другие. Но только и в сказках театр продолжает свою стилевую линию, решает интересные ему художественные задачи. Так, “Дюймовочка” решена приемами японского традиционного театра. Вся театральная Европа сегодня стремится ассимилировать искусство Востока, почему бы и Вологде не попробовать? К тому же видеть изысканные костюмы Ольги Резниченко – наслаждение, равно как и наблюдать точную, выверенную пластику актеров (движением в этой труппе занимаются серьезно, в том числе и его восточными школами).
Вообще в этом театре занимаются многим, и занимаются серьезно. Добились, например, замечательного уровня постановочных цехов. Собрать превосходных специалистов на весьма скромную зарплату удалось, думаю, потому, что здесь их ценят не менее, чем актеров. И в фойе вы видите большие композиционные фотопортреты всех строителей этого театрального дома. Очень здорово, что на свой юбилей этот театр пригласил и тех, кто стоял у его основания, много лет поработал в нем. Это очень хорошо, когда не забывают сделанного другими. И прекрасно, что вологодские спонсоры помогли достойно принять этих достойных людей, как и многих коллег из детских и молодежных театров России.
…На доске объявлений за кулисами – извещение о том, что конкурс на исполнение ролей в мюзикле “Человек из Ламанчи” состоится тогда-то в таком-то помещении. Дело в том, что актерам предстоит петь. И хотя про каждого все хорошо известно, конкурс может подстегнуть, стимулировать. А то и открыть новые возможности. Петь-то ведь придется вживую и не на своей сцене, а под открытым небом на площади знаменитого вологодского Кремля, где проходит летний фестиваль “Голоса истории”.
Несколько лет назад театр получил главный приз фестиваля за спектакль “Капитанская дочка” (при сильных соперниках). Что-то будет в этот раз?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru