ЛИНИЯ СЦЕНЫ
Экстравагантно, спорно, талантливо...
Вологодские сюжеты
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ “КАРМЕН”
По какой-то не вполне понятной логике,
по каким-то неявным причинам то здесь, то там
вдруг возникали театры, которые условно можно
назвать авангардистскими. Или авангардными.
Причем речь идет не о пресыщенных столицах, а о
самой что ни на есть периферии.
В середине 60-х вдруг прошел слух, что в
городе Павлодаре группа молодых артистов во
главе с Владимиром Кузенковым делает
новаторские спектакли, которые надо обязательно
видеть. Почему именно там? Спектакли
действительно говорили со зрителем непривычным
языком, предлагали необычные постановочные
решения. В это же примерно время покой сибирского
города Красноярска нарушили молодые режиссеры
Кама Гинкас и Генриетта Яновская, которые
буквально за два сезона подарили местному ТЮЗу
репутацию экспериментального театра. И поехали в
Красноярск молодые художники и артисты, которым
надоела рутина…
В 1976 году возник и Вологодский ТЮЗ, который,
правда, был организован для исполнения своих
прямых обязанностей – ставить спектакли для
детей. И поначалу прицельно занимался этой
воистину важной и нужной работой – ставил
сказки, “школьные пьесы”, классику. И даже
получил Государственную премию за спектакль
“Прости меня”, созданный режиссером Валерием
Бароновым по текстам Виктора Астафьева, жившего
тогда в Вологде. Но главные режиссеры долго здесь
не задерживались – все-таки ТЮЗы вечно были
театрами “второго положения” (если не третьего).
А Борис Гранатов задержался вот уже на 15 лет.
Во-первых, ему было что сказать, во-вторых, он
одержим идеей как сказать, проблемой формы. Кроме
того, оказался неплохим организатором, добился
единоначалия (своего, разумеется), которое
осуществляет в полном согласии с
директором-распорядителем Еленой Поповой. В 1990
году труппа перешла на контрактную систему. А
самое главное – театр постепенно обрел вполне
узнаваемое и для многих привлекательное лицо,
более того, свой стиль. С явным оттенком
модернизма, что не могло понравиться всем и
сразу. Спектакли Гранатова всегда вызывали
(надеюсь, будут вызывать и впредь) споры в
театральной прессе и среди зрителей. Кое-кто до
сих пор не может простить режиссеру, что он
поставил чеховскую “Чайку” как сны Константина
Треплева, в стилистике его пьесы о Мировой Душе.
Мне тоже не показалось это единственно возможным
решением, хотя спектакль был сказочно красив
(Гранатов постоянно работает с превосходными
художниками Степаном Зограбяном и Ольгой
Резниченко). А вот хрестоматийная пьеса “На дне”
идет тут под названием “Чердак”, и режиссер
действительно поселил горьковских персонажей на
чердаке какого-то современного заброшенного
дома и придал им вполне узнаваемый и
разнообразный облик нынешних бомжей. И крайне
любопытно, что пьеса приняла это экстравагантное
решение…
В дни своего первого юбилея, отмечая четверть
века работы, Вологодский театр для детей и
молодежи (так он теперь называется) показал две
премьеры: пьесу современной шведской
писательницы Г.Боэтиус “Девушка, которая вышла
замуж за индюка” и инсценировку романа
французского прозаика Веркора “Сильва” под
названием “Новый Пигмалион”. И если в первом
спектакле заслугой театра можно считать, что он
придал скромной бытовой пьесе об отчуждении
поколений броскую и забавную театральную форму,
то о второй премьере хочется сказать особо.
Этот спектакль продолжает тему известной книги
Веркора “Люди или животные”, следуя в то же
время не столько схеме античного сюжета, сколько
основным линиям пьесы Б.Шоу “Пигмалион”. Только
у Веркора именно Галатея влюбляется в своего
Пигмалиона, хотя и он отнюдь не остается
равнодушным. А веркоровская суть истории в том,
что речь идет о попытке превратить животное в
человека.
Сюжет “Нового Пигмалиона” фантастичен:
преследуемая сворой охотничьих собак лисица
застревает в ограде некоего английского
поместья. Владелец его, желая спасти животное,
накрывает его своим телом, собаки бросают след, а
когда Альберт Ричвик поднимается, то видит на
земле не лисицу, а рыжеволосую девушку… Он
приносит ее в свой дом, и начинаются попытки
превратить животное в человека. Артистка Ольга
Юганова замечательно пластична, угловата и
грациозна одновременно, затянута в оранжевое
трико и обладает гривой роскошных рыжих волос
(собственных!). Альберт сначала пытается ее
дрессировать, потом начинает ей объяснять
элементарные правила человеческого поведения –
лисица оказывается понятливой. Альберт учит ее
есть по-человечески, носить одежду и т.п. И на
наших глазах животное постепенно становится
человеком. И все это играется точно, экономно и с
хорошим внутренним юмором. Кончается дело тем,
что Сильва влюбляется в своего хозяина-учителя…
Зал смотрит эту историю напряженно и
сочувственно. Вместе с Сильвой пытается
разобраться в коренных вопросах бытия. Так, ей
приходится узнать, что такое смерть (умер ее друг,
старый пес Барон). Она пытается уразуметь
человеческие объяснения, однако не может
представить, что это ожидает и ее. Но, кажется, ей
так и не удается понять, что такое жизнь… Пьеса
кончается тем, что Сильва убегает в лес, где снова
превращается в лисицу и погибает.
Где проходит грань между человеком и животным?
Может ли животное стать человеком и надо ли к
этому стремиться? Что такое жизнь? Что такое
смерть? Согласитесь, что не каждый день наши
театры предлагают своему зрителю поразмыслить
над такими проблемами.
А что же достается детям? Все, что должен делать
ТЮЗ, театр делает. В его репертуаре много
спектаклей для маленьких – “Морозко”,
“Золушка”, “Дюймовочка” и другие. Но только и в
сказках театр продолжает свою стилевую линию,
решает интересные ему художественные задачи.
Так, “Дюймовочка” решена приемами японского
традиционного театра. Вся театральная Европа
сегодня стремится ассимилировать искусство
Востока, почему бы и Вологде не попробовать? К
тому же видеть изысканные костюмы Ольги
Резниченко – наслаждение, равно как и наблюдать
точную, выверенную пластику актеров (движением в
этой труппе занимаются серьезно, в том числе и
его восточными школами).
Вообще в этом театре занимаются многим, и
занимаются серьезно. Добились, например,
замечательного уровня постановочных цехов.
Собрать превосходных специалистов на весьма
скромную зарплату удалось, думаю, потому, что
здесь их ценят не менее, чем актеров. И в фойе вы
видите большие композиционные фотопортреты всех
строителей этого театрального дома. Очень
здорово, что на свой юбилей этот театр пригласил
и тех, кто стоял у его основания, много лет
поработал в нем. Это очень хорошо, когда не
забывают сделанного другими. И прекрасно, что
вологодские спонсоры помогли достойно принять
этих достойных людей, как и многих коллег из
детских и молодежных театров России.
…На доске объявлений за кулисами – извещение о
том, что конкурс на исполнение ролей в мюзикле
“Человек из Ламанчи” состоится тогда-то в
таком-то помещении. Дело в том, что актерам
предстоит петь. И хотя про каждого все хорошо
известно, конкурс может подстегнуть,
стимулировать. А то и открыть новые возможности.
Петь-то ведь придется вживую и не на своей сцене,
а под открытым небом на площади знаменитого
вологодского Кремля, где проходит летний
фестиваль “Голоса истории”.
Несколько лет назад театр получил главный приз
фестиваля за спектакль “Капитанская дочка” (при
сильных соперниках). Что-то будет в этот раз?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|