Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ

Сергей КОНОПЛЕВ

Единый экзамен: первые вести с поля битвы

Итак, 4 июня в пилотных регионах (в Ростове-на-Дону, в Самарской области, Чувашии, Якутии и Республике Марий Эл) прошел первый единый экзамен по русскому языку. Напомним, что накануне этого события нашей газетой был опубликован большой аналитический материал, в котором специалисты взвешивали все «за» и «против» этого эксперимента, а также делали прогнозы относительно его результатов. Особые опасения вызывала скоропалительность эксперимента, его слабая подготовка, и возникал вопрос: не дискредитирует ли это саму идею единого экзамена, которая представляется очень перспективной для отечественного образования? Как отнесутся к единому экзамену абитуриенты и их родители?
По первым сведениям, во многих случаях психологический климат на едином экзамене был не слишком благоприятным. Так, в Ростове-на-Дону многие выпускники приходили в растерянность, обнаружив, что не могут ответить на все 100 процентов вопросов экзаменационных билетов. В ряде случаев им просто не была объяснена разница в «цене» между обычной и стобалльной оценкой. Это, безусловно, добавляло нервного напряжения в ходе сдачи экзаменов.
Но зачастую нервы и так были напряжены до предела. Процедура контроля и секретности в большинстве школ напоминала процедуру выборов в стране, находящейся на осадном положении. В здания взрослых пускали только по пропускам, на каждом этаже стояли специальные посты, и в целом на каждого экзаменуемого приходилось чуть не по нескольку контролирующих. Вот, например, как описывают процедуру единого экзамена в чебоксарской школе номер 59 корреспонденты газеты «Советская Чувашия»:
«...У дверей школы несут дозор мужчины-педагоги, бдительно разглядывая документы представителей прессы. После «входного контроля» нас проводят в фойе. У нескольких столов толпятся парни и девушки – регистрируются, получают большие розовые листочки-бланки ответов, а затем расходятся по классам. Там их ждут оператор и два ассистента, которые будут следить за ходом экзамена. В коридоре на каждом этаже расположилось по нескольку контрольных постов. «Все наши педагоги сегодня в школе собрались, даже те, кто уже в отпуске», – говорит одна из учительниц...
Наступает ответственная процедура раздачи экзаменационных заданий. В обход классов идет целая бригада – наблюдатель от российского центра тестирования, преподаватель одного из уфимских вузов, представители государственной экзаменационной комиссии и комитета по делам молодежи...»
Как видите, процедура здесь, да и в большинстве других школ, была обставлена очень помпезно, усложнена до предела. И, разумеется, не обошлось без накладок: «...и тут прибежала взволнованная учительница: в одном из классов досрочно, за несколько минут до часа «икс», распечатали «секретный пакет» и обнаружили лишний вариант бланков ответов. Как быть – рассуждали недолго. Постановили: старые бланки собрать, пусть ученики заполняют новые».
Легко представить, как чувствовали себя дети, оказавшиеся в центре эксперимента. Действительно, здесь могло появиться ощущение, что ты лишь подопытный материал, за которым пристально наблюдают серьезные люди, строго отслеживающие любую твою ошибку.
Но так или иначе, первый единый экзамен позади. О его «оценочных» результатах выпускники и мы с вами узнаем чуть позже, и тогда, вероятно, появится новая тема для размышлений. А о результатах психологических, о том, какое впечатление произвел первый эксперимент, пожалуй, можно догадаться уже сейчас.
Можно ли было избежать подобных ситуаций? При той стремительности, с которой готовился эксперимент, и той рекламной шумихе, которой он был обставлен, – скорее всего нет. Остается лишь надеяться, что следующие туры единого экзамена пройдут в более спокойной атмосфере.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru