Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Андрей МИРОШКИН

НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

Николай Недоброво
Милый голос:
Избранные произведения

Томск: Водолей, 2001

Талантливый, незаслуженно забытый лирик Николай Недоброво (1882–1919) на первый взгляд весь соткан из черт, заимствованных у других поэтов Серебряного века. Но это лишь на первый взгляд. У него был свой подлинный голос, и свидетельством тому – отзывы мэтров-современников: Ахматовой, Сологуба, Андрея Белого. При жизни у Недоброво не вышло ни одного сборника стихов (хотя журнальных публикаций было множество), попытки друзей поэта и исследователей его творчества издать посмертную книгу оказались безуспешны. Так он и оставался до последнего времени едва ли не единственным заметным русским стихотворцем начала века, у которого вообще не было книг. Первый сборник поэта вышел вдали от столиц, в Томске, стараниями авторитетного исследователя поэзии Серебряного века Михаила Кралина. В книгу вошли стихотворения, по большей части публикуемые впервые, трагедия в стихах «Юдифь» и критические статьи.
Современникам Николай Недоброво виделся поэтом тютчевской складки: писал философические стихи, в которых строгая лирика переплеталась с мистическими прозрениями о судьбе России. Николай Недоброво редко говорил о политике, но в его убеждениях сквозил некий мессианизм, восходящий, по-видимому, к славянофилам и Леонтьеву. Германская война перевернула весь его внутренний мир: он просился на фронт, но не попал; неизлечимо страдая чахоткой, он грезил о Константинополе и предрекал народные мятежи. Умер в Крыму в роковом для русских поэтов возрасте – в 37 лет...
«Решительный нос с горбинкой, два крыла широких «соболиных» бровей над продолговатой узостью длинных глаз, почти спрятанных в тихое время и вдруг расширявшихся в открытое голубое сияние…» По отзывам всех современников, Николай Недоброво был необыкновенно хорош собой: этакий породистый аристократ, словно сошедший с полотна Ван Дейка. В нем было что-то несовременное, антидекадентское, может быть, поэтому он сблизился в Царском Селе с Гумилевым и Комаровским – тонкими ценителями поэтических ретроспекций. Дружба же с Анной Ахматовой стала едва ли не главным событием его жизни (у Михаила Кралина есть специальная статья о взаимоотношениях двух поэтов). Переписка их, кстати, не уцелела: Ахматова сама сожгла письма друга, а в домашнем архиве Недоброво в начале 20-х похозяйничали неизвестные мародеры… Пропавшие письма, впрочем, так и не вспыли по сей день. Но уцелели стихи Недоброво, адресованные Ахматовой:

Как ты звучишь в ответ на все сердца,
Ты душами, раскрывши губы, дышишь,
Ты, в приближеньи каждого лица,
В своей крови свирелей пенье слышишь!
И скольких жизней голосом твоим
Искуплены ничтожество и мука…
Теперь ты знаешь, чем я так томим? –
Ты, для меня не спевшая ни звука.

Последняя строка – явное поэтическое преувеличение. В действительности Ахматова посвятила Николаю Недоброво множество стихов. Из них можно составить небольшую антологию… Очень ценила Ахматова и статью Недоброво о ней, напечатанную в «Русской мысли» в военном 1915-м. Последние строки этой статьи в наши дни стали почти хрестоматийными: «И вообще ее (Ахматовой. – А.М.) призвание не в растечении вширь, но в рассечении пластов, ибо ее орудия – не орудия землемера, обмеряющего землю и составляющего опись ее богатым угодьям, но орудие рудокопа, врезающегося в глубь земли к жилам драгоценных руд». Сама Ахматова считала эту статью лучшей, и притом наиболее пророческой из всех написанных о ней.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru