Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Павел Колыхалов: «Наша позиция уникальна»

С прошлого года в средствах массовой информации стали появляться публикации, посвященные деятельности Головного информационного центра учебного книгоиздания (ГИЦ). Эта структура финансируется из средств кредита Всемирного банка. Одним из важнейших достижений ГИЦ является создание и поддержание в Интернете Электронного каталога учебных изданий. Каталог в прошлом году появился на сайте www.ndce.ru и активно развивается. Появлением нового сайта и даже новым каталогом учебников сегодня никого не удивишь. С помощью поисковых систем в Интернете легко получить внушительные списки каталогов. Специалисты в один голос утверждают, что в сфере учебного книгоиздания неблагополучно с доступностью и своевременностью информации. Вот каталоги и растут в Интернете как грибы в лесу после дождя. А в случае с ГИЦ дождь был неплохой и ситуация особая – как-никак средства кредита Всемирного банка, т.е., по существу, деньги налогоплательщиков. Для того чтобы рассказать читателям, как ГИЦ обосновывает необходимость затрат сил и средств на создание и поддержание своего каталога, мы задали несколько вопросов заместителю директора ГИЦ Павлу Колыхалову.

– Павел Иванович, почему в Интернете так много электронных каталогов, посвященных учебникам?
– А почему вы считаете, что их много? Их явно недостаточно. Далеко не каждое даже крупное издательство представлено в Интернете. А много ли вы видели информации об учебниках, издаваемых в регионах? Процесс создания информационных систем учебного книгоиздания только начинается.
– Значит, число конкурентов Электронного каталога ГИЦ будет расти?
– Нет. Эти каталоги не конкурируют с нами. В большинстве своем не конкурируют они и между собой. Скажите, в каком смысле можно говорить о конкуренции каталогов двух издательств? Издательства конкурируют, а их каталоги дополняют друг друга. Нужен и тот и другой. О конкуренции можно говорить лишь между каталогами Интернет-магазинов. Тут действительно новый каталог поможет вытеснить из бизнеса другой магазин, а его каталог – из информационного пространства. Но и магазинов должно быть больше.
– А что, собственно, можно называть Электронным каталогом учебных изданий?
– Очень часто электронным каталогом называют систему страниц, на которые переложено содержание печатного каталога. Практически отсутствует система поиска. Не надо воспринимать мои слова как критику. Эти компьютерные образы печатных каталогов очень красивы и неплохо решают поставленные перед ними задачи. В их функции создатели сознательно не включают (и это правильно) задачи, необходимые методистам, библиотекарям, научным работникам и т.д.
Значительная часть каталогов является отображением библиотечных фондов учебных заведений (как правило, вузов). Абсолютное большинство таких каталогов основано на стандартных системах, так или иначе воспроизводящих библиотечную деятельность. Они принципиально не ухватывают специфику учебных изданий. С их помощью вы никогда не увидите преемственность учебников, не соберете учебно-методический комплект. И не потому, что система плохая! Она для этого не предназначена. Попытки использовать ее не по назначению наталкиваются на ограничения со стороны структуры данных и программного обеспечения.
– А в какой мере структура данных и программное обеспечение вашего электронного каталога соотносятся с его функциями?
– Наш каталог (и структура базы данных, и программное обеспечение) изначально ориентирован на наш круг задач, на наших пользователей. Каталог адекватен именно задачам «информационного обеспечения учебного книгоиздания». Библиотечные и рекламно-презентационные задачи решаются «в фоновом режиме» и постольку, поскольку не мешают основным функциям.
– Вы часто говорите «наш» каталог. Надо полагать, что он сделан силами гицовских программистов?
– Каталог, безусловно, «наш» в том смысле, что он находится в нашем распоряжении, нами внедрен в эксплуатацию и поддерживается в Интернете. Он «наш» постольку, поскольку все данные собраны, введены и пополняются нами. Программное же обеспечение создавала фирма «Эпсилон-Технолоджис». Поскольку на этапах постановки задач, разработки структуры данных и проектирования программного обеспечения сотрудники ГИЦ принимали самое активное участие, то мы можем с полным правом говорить о «наших подходах к созданию каталога».
– А в чем особенности вашего подхода к Электронному каталогу учебных изданий?
– Если говорить о технических аспектах, то это структура данных. Мы потратили много сил на ее создание и согласование с заинтересованными сторонами (издателями, методистами и т.д.). Структура адекватна потребностям в нашей сфере и позволяет решать необходимые задачи. Важнейшей особенностью является то, что структура и система поиска описывают не единичное издание, а связанные между собой комплекты. Объектом библиотечных систем и всех их модификаций является книга, которую можно читать, хранить, искать, продавать. В учебном книгоиздании нужно говорить не об отдельной книге, а о целостных комплектах, используемых в учебном процессе. Наши пользователи должны иметь возможность узнать, к какой программе и системе обучения принадлежит конкретный учебник, какова его преемственность от класса к классу, каким комплектом методической литературы для учащихся и учителей он обеспечен.
Именно ориентация на потребности учебного процесса является тем стержнем, вокруг которого строится вся система, и в первую очередь структура данных и система поиска. Эта ориентация воплощена в нашем каталоге практически полностью. По мнению специалистов, ни в Интернете, ни среди систем, предназначенных для локальных компьютеров, аналогов нет.
Безусловно, необходимо говорить и о том, что программное обеспечение, выполненное по самому высокому стандарту, изначально предназначено для решения наших задач.
Очень важно то, что наши коллеги в региональных центрах учебного книгоиздания также принимают участие в информационном наполнении каталога, формируя его региональную составляющую.
Не менее, и даже более, важным является подход к заполнению каталога, обусловленный нашей позицией федерального информационного центра. Мы собираем информацию обо всех изданиях, значимых на рынке учебного книгоиздания и в российской системе образования. Ни одно издательство, ни одна книгопроводящая структура, ни один магазин не будут этого делать по вполне понятным причинам. Здесь нам могут составить конкуренцию только такие структуры, как Книжная палата. Их база данных предельно полна и оперативно обновляется. Но нельзя объять необъятное – их структура данных, система поиска и представления информации, обусловленные их задачами, не позволяют выделить специфику учебных изданий.
– Но крупные научно-методические центры системы образования могут выполнять такую работу и составить вам конкуренцию.
– Могли бы! Но им недосуг – у них своих дел хватает. Наше появление и вызвано тем, что на федеральном уровне в системе образования не нашлось тех, кто такую работу счел бы своей непосредственной задачей и взялся бы ее реализовать.
Вот так и получается, что коммерческие структуры дают только ту информацию, которая способствует их успеху на рынке, библиотеки и Книжная палата не интересуются особенностями учебной литературы, а структуры системы образования не находят времени, сил и средств на поддержание такого каталога или используют подходы стандартных библиотечных систем.
– А не может так случиться, что, пока мы с вами разговариваем, кто-то размещает в Интернете систему, дублирующую функции и возможности каталога ГИЦ?
– Для этого им придется сначала выстроить свои отношения с окружающим миром так же (или почти так же), как и ГИЦ. Электронный каталог – это отражение части того, что мы делаем. Любая прикладная информационная система жизнеспособна только тогда, когда она является естественным продуктом и порождением деятельности. Так что начинать надо с вопроса о том, кто дублирует функции ГИЦ.
Тем не менее этот вопрос мы постоянно задаем себе сами и непрерывно копаемся в Интернете. Следим за новыми веяниями, находками и технологиями. Конечно же ищем конкурентов. Часто пользуемся добытой информацией для оперативного совершенствования каталога. А вот что касается конкурентов, то тут все просто – наша позиция уникальна. Еще раз подчеркну: дело не в том, какие мы хорошие, а в позиционировании на рынке учебного книгоиздания и в системе образования.
– Павел Иванович, а кому, по вашему мнению, обсуждаемые нами вопросы будут интересны?
– У специалистов, работающих с каталогами учебных изданий, эта тема интереса и оживления не вызывает. В нашей среде отчетливо понимают специфику различных каталогов. Понимают особенности, уникальность и необходимость каталога ГИЦ. Пользователя, работающего в Интернете, не нужно убеждать в достоинствах нашего каталога как программной системы. Все, кто потратил время на сравнение каталога ГИЦ с другими системами, оценивают нас, скажем скромно, высоко. Так что специалистам (и в учебном книгоиздании, и в Интернете) нам ничего объяснять не надо.
В то же время для широкой публики (и для большей части ваших читателей) эти вопросы, безусловно, важны и интересны. Их появление вполне предсказуемо, и мы рады, что вы взялись их осветить в вашей газете.
– В заключение вернемся к первому вопросу. Что же все-таки делать с теми громадными списками каталогов, которые я получила из стандартной системы поиска в Интернете? В них можно копаться без особой пользы много недель.
– А вот это действительно проблема! Информации по нашей теме в Интернете много. И будет еще больше. На повестке дня вопрос об интеграции информационных ресурсов в специализированных порталах, содержащих специализированные, проблемно-ориентированные поисковые системы. Такие порталы и системы дадут вам возможность быстро ориентироваться в море информации. Их создание является одной из задач ГИЦ. Одной из функций портала должна быть классификация информационных ресурсов. В том числе и электронных каталогов. А если бы вы изучали в Интернете классифицированные и описанные каталоги, то особенности и специфика Электронного каталога ГИЦ стали бы очевидными.

Беседовала Татьяна ЗАЙЦЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru