Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Александр КОНДАКОВ:    «Новое время требует новых подходов и новых авторов»

wpe382.jpg (9082 bytes)Недавняя смена руководства такого знакового издательства, как «Просвещение», не могла пройти незамеченной в широких кругах образовательной общественности. Особый интерес вызывала фигура нового директора издательства – бывшего заместителя министра образования Александра Кондакова, по поводу неожиданного назначения которого сразу возникло множество слухов, домыслов, догадок.
О том, как все происходило на самом деле, а также о том, каких действий можно ждать от нового руководства издательства (а сменился в нем не только директор), рассказывает новый директор «Просвещения» Александр Кондаков.

– Итак, когда к вам поступило предложение возглавить издательство и как быстро вы на него согласились?
– Предложение было сделано где-то в конце прошлого года и явилось для меня полной неожиданностью, так что было о чем призадуматься. Не меньше был удивлен и Владимир Михайлович Филиппов, когда я впервые сообщил ему об этом. Однако в результате двух-трех недель совместных размышлений решение было принято, и только после этого я дал свое окончательное согласие на переход в издательство. Единственным условием, поставленным передо мной министром, было то, что я, будучи тогда заместителем министра по международным связям, должен был прежде завершить подготовку второго займа Всемирного банка, выделяемого на проект “Структурная перестройка системы образования Российской Федерации”. В итоге через два месяца после принятия решения о переходе я приступил к работе в издательстве.
– Не было страха не справиться с принципиально новой для вас работой?
– Конечно, определенные опасения были. Но, во-первых, я не новичок в области образования, особенно в части управления, так что думаю, что и в издательском деле мне удастся разобраться. Тем более что четыре года назад у меня уже был подобный поворот судьбы, когда я перешел с должности проректора Московского педагогического госуниверситета на работу сначала в Правительство Российской Федерации помощником вице-премьера О.П.Сысуева, а затем в Министерство образования. Во-вторых, как управленец, я хорошо понимал, что многое в моей будущей работе будет зависеть от того, насколько квалифицированную команду я смогу себе подобрать. Поэтому в те два месяца, которые министр мне дал на завершение работы по подготовке второго займа Всемирного банка, я параллельно решал еще и этот вопрос.
Особенно важным было найти такого главного редактора, который бы прекрасно разбирался как в вопросах содержания образования, так и в проблемах учебного книгоиздания. Поэтому когда Маргарита Романовна Леонтьева дала свое согласие на переход из министерства в издательство, я понял, что 75 процентов кадровых проблем, связанных с формированием новой команды, у меня решено. На мой взгляд, это один из крупнейших специалистов (причем не только в нашей стране) в области содержания образования, человек с гибким, нестандартным мышлением. Не сомневаюсь, что Маргарите Романовне удастся в предельно сжатые сроки провести серьезные изменения в редакторской части издательства.
Среди остальных членов новой команды – коммерческий директор Михаил Юрьевич Кожевников, пришедший в «Просвещение» из Московского дома книги. О степени его квалификации можно судить по тому, как изменился за последние два года, когда он там работал, Дом книги, а также по сети книжных магазинов, которые были созданы за это время в разных концах Москвы.
Из петербургского издательства «Специальная литература» на должность заместителя директора по производству приехал Владимир Владимирович Дмитриев. То, что было сделано за время работы в «Просвещении», я рассматриваю как наиболее серьезный прорыв, сделанный нашим издательством к настоящему моменту.
Наконец, еще одним членом новой команды стал мой заместитель Александр Витальевич Пирков, ранее работавший в областях, связанных с производством аудио- и видеопродукции, мультимедийных средств. Его появление в «Просвещении» со всей очевидностью показывает, что мы будем выходить на рынок учебных мультимедиапродуктов.
– Какие изменения в работе издательства вы планируете провести в первую очередь?
Более активно заняться маркетингом рынка учебной литературы с тем, чтобы активизировать продвижение своей продукции в регионы. С этой целью в издательстве создан маркетинговый, аналитический и региональный отделы. Все эти преобразования мы будем осуществлять совместно с Министерством по делам печати, которому мы напрямую подчиняемся и с которым у нас установились хорошие рабочие отношения. Разумеется, как государственное издательство мы должны в содержательном плане воплощать в жизнь идеи и планы Министерства образования, которые сегодня нацелены на решение задачи модернизации российского образования.
Кроме того, сейчас мы создали Совет по проблемам школьного учебника, которыми за последние десять лет, к сожалению, никто в нашей стране серьезно не занимался, и издательство “Просвещение” здесь не являлось исключением. В то же время стремительное развитие информационных и мультимедийных технологий требует соответствующих изменений как в вопросах содержания учебных продуктов, так и в их методическом аппарате. Поэтому в создающемся совете рассмотрение проблем электронного учебника станет одним из первых вопросов повестки дня. И в этом плане мы надеемся на сотрудничество не только с Министерством образования, но и с крупными международными организациями и фондами.
– Не следует ли понимать ваши слова так, что в «Просвещении» взят курс на вытеснение традиционного бумажного учебника учебником электронным или CD-учебником?
– Ни в коем случае. Бумажный учебник был, есть и будет. Электронную оболочку скорее примет его методическое обрамление – хрестоматийные материалы, справочные…
Что касается CD-учебника, то я думаю, что он вообще постепенно уйдет в прошлое, поскольку электронный учебник в Интернете дает возможность, во-первых, оперативного обновления информации и, во-вторых, постоянного контакта его автора как с учителями и методистами, так и с издательством.
– И что-то в этом направлении – направлении электронного учебника – вами уже сделано?
– Буквально через несколько недель будет зарегистрирован образовательный Интернет-портал, который мы создаем совместно с Министерством образования, Министерством печати и рядом других организаций. Совместно, потому что даже такое мощное издательство, как “Просвещение”, не способно в одиночку решить столь глобальную задачу. Не раскрывая пока имен, могу сказать, что для работы над порталом удалось привлечь крупнейших специалистов в этой области. Кроме того, мы планируем привлечь для работы с этим образовательным порталом также и другие издательства, так что монополистами в этой области мы становиться не собираемся.
– А что же будет с CD-учебниками, если вы не верите в их будущее?
– Когда я говорил, что CD-учебники уйдут в прошлое, то не имел в виду, что это случится уже завтра. Сейчас Интернет есть далеко не у всех, да и на создание нашего Интернет-портала уйдет не меньше двух лет, так что на ближайшие годы СD-учебники будут выпускаться и использоваться в учебном процессе. К примеру, они уже стоят в наших издательских планах. И потом, кто сказал, что проект, который мы начнем, безусловно, станет удачным? Так что давайте подождем с прогнозами насчет будущего СD, хотя будущее все-таки за Интернетом.
– Вы сказали, что намерены более активно работать с регионами. В связи с этим поговаривают, что «Просвещение» из-за невозможности решить вопрос с эффективным продвижением своей продукции решило скооперироваться, или, грубо говоря, пойти в этом вопросе под начало другого издательства, имеющего хорошо поставленную систему распространения. Насколько обоснованны эти слухи?
– Со всей ответственностью заявляю, что ни с кем в этом вопросе мы кооперироваться не собираемся. Устанавливать и развивать свои отношения с регионами будем самостоятельно, тем более что не со всеми регионами они достаточно активные. К примеру, такой город с миллионным населением, как Нижний Новгород, заказывает учебники издательства «Просвещения» на три миллиона рублей, что составляет от общих нижегородских закупок 7–10 процентов. Похожая ситуация в Красноярском крае: нашими книгами также закрывается порядка 7 процентов от потребности. Так что несомненно, что проблемы в этой области у нас есть. А это значит, что нам нужно приложить немало усилий для того, чтобы изменить на этом направлении ситуацию к лучшему.
Более активно будет вестись методическая работа, работа с институтами повышения квалификации работников образования, с региональными органами управления образованием, непосредственно c самими учителями. Очень важно поставить розничную торговлю, и над этим мы тоже ведем сейчас активную работу. Думаю, что в течение года нам удастся добиться существенных подвижек по всем этим направлениям. Но, повторяю, все это мы собираемся делать своими силами.
– Планирует ли новое руководство изменить подходы к работе с авторами и если да, то как?
– Во-первых, политика издательства будет более гибкой, направленной на предоставление им равных или лучших условий по сравнению с негосударственными издательствами. Во-вторых, необходим поиск новых авторов. Традиционные авторы «Просвещения», наш золотой фонд, создали прекрасные учебники, по которым училось не одно поколение советских и российских школьников. Кстати говоря, недавно я был по делам в Казахстане, где, в частности, встретился с министром образования этой республики, который рассказал, что проведенный ими анализ учебной литературы показал: советские учебники позднего периода являются одними из наиболее качественных. И это совершенно справедливо.
И все-таки новое время берет свое, требует новых подходов и новых авторов. А вот этим-то прежнее руководство, на мой взгляд, занималось недостаточно. Поэтому основной задачей нового главного редактора и станет поиск молодых авторов, что является совсем не простой задачей.

Беседовала
Ольга МАКАРОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru