Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Константин БОЛЕНКО

Исповедь неудавшегося журналиста

Сразу оговорюсь: по основной профессии считаю себя научным и музейным работником, в проблемы школы погружаться с головой не хочу и, вероятно, скоро школьное преподавание оставлю. Желание все бросить и с головой погрузиться в науку посещает меня уже шестой год, но каждый раз удачно проведенный урок или успешно сданный экзамен оставляет чувство настолько глубокого удовлетворения, что в конце концов встает вопрос: а зачем уходить?
Школа, куда я пришел в 1992 году на четвертом курсе университетского истфака для заработка и педагогического опыта, необходимого для некоторых сюжетов диплома, не отпускает. К «сожалению», даже в отпуске, вот уже второй год путешествуя с друзьями по стране, захожу в школы, встречаюсь с директорами и разговариваю «за жизнь». Называется все это «интервью», но статус журналиста, подтвержденный официальной бумагой, – скорее самооправдание. Соберу, мол, материал, напишу статью. Но статьи не получаются. Оказалось, что все это нужно мне для самого себя. То, что на казенном языке принято называть «проблемы школы», какой-то своей частью волнует не меньше науки.
Понимаю, что разговоры с директорами подлежат определенной корректировке, поскольку никто из них не хочет особенно выносить из избы сор. Поэтому то, что казалось мне в этих беседах недостоверным, отсеивал, а вопросов, которые провоцировали бы жалобы на бедность или рапорты об успехах, не задавал.

Девятилетка в селе Осечня

Первая школа в селе появилась еще в 1845 году. Здание того времени не сохранилось, но в предпоследнем из них до недавнего времени располагалась младшая школа. Современное здание было построено в самом начале XX века для волостного правления и было передано школе в 1920-е годы. Впоследствии, в 1970-е годы, была сделана пристройка, и здание увеличилось более чем вдвое.
Год от года количество учащихся в школе падает. Набор этого года – 5 человек. Один учитель будет вести три начальных класса. В выпускном классе – 9 учеников. Учителей 10 человек. 6 из них – местные. Образование у троих преподаватедей – высшее, у одного – высшее заочное и у пяти – среднее специальное (главным образом получаемое в педучилище в Старой Руссе). По разным причинам учителям приходится вести разные предметы.
Директор – Галина Дмитриевна Гречневикова, 26 лет стажа работы, все в осечненской школе. По образованию – учитель математики, хотя приходилось вести разные предметы.
Классы бедные, но ухоженные, коридор обшарпанный, но чистый. Спортивный инвентарь не обновлялся 15–20 лет. Некоторой поддержкой стало то, что муж директора, Николай Евгеньевич, в настоящее время работает главой сельской администрации, по совместительству продолжая преподавать биологию. Такой тандем позволяет надеяться на то, что деньги, выделенные на образование, не пойдут на другие нужды, иначе ушла бы с директорской должности, очень устала. Зарплата нередко задерживается. Существенное подспорье – огороды и коровы, которых держат иногда по две, что несколько сказывается на качестве преподавания. Для нужд школьной столовой разбит и школьный огород.
С гордостью показывала сделанные учениками альбомы по истории школы, доклады по истории села и окрестностей. По словам директора, регулярно проходят и встречи выпускников.   

Кузнецовская 11-летняя средняя школа

Существует два года. Треть учеников – из прилегающих деревень. Добираются на автобусе, который выделяет сельская администрация. Если нет бензина, то приезжают на рейсовом, но тогда ученики младших классов вынуждены оставаться в школе до 16 часов, и их приходится чем-то занимать. Есть завуч по внеклассной работе, комната отдыха. Но самое сложное – выделить учителя для младших классов.
Постепенно падает набор. Некоторый всплеск рождаемости произошел в 1996 г., но, например, в первый класс 2002 г. пока есть только два ученика. Ценз для 10 класса будет повышен до 10. В среднем наполняемость классов – 12 человек. Всего в школе 77 учеников, с тенденцией к понижению. Из приблизительно 23–25 школ в районе две в этом году закрывают. После 9 класса многие уходят, и открыть 10-й сложно. Год назад пришлось ходатайствовать о разрешении сформировать 10 класс, так как ушли 5 человек из 10. Уходят главным образом в училища или работают дома, помогают родителям. В селе Дятлово есть недавно открытый приют для сирот. Сразу по открытии из Кузнецова отправили туда двоих мальчиков, лишив родителей родительских прав. Много неполных семей, процветает пьянство. Реально статус средней школы остается на бумаге, так как, например, нет ставки завхоза.
Сельская администрация располагается в одном из крыльев школьного здания, но помощи от нее немного. Так, недавно школе было заявлено, что дотация на питание должна выделяться только для малоимущих и учеников младших классов, однако в школе решили, что все малоимущие. На ученика приходится в день 1 руб. 25 коп., в переводе на материальный эквивалент – чай с булочкой. В буфете можно купить первое или второе. Деньги от обедов поступают на финансирование школьных мероприятий, а также ремонт. Есть свой школьный участок (более 20 соток), откуда продукты идут в школьную столовую. Обязательна летняя практика – 10 дней на участке. Так как сломался насос, то приходится самостоятельно таскать воду из ручья или речки. Неудивительно, что компьютера в школе нет и не предвидится.
Школа выписывает «Вестник образования», «Учительскую газету», журналы «Классное руководство», «Свирель» и «Миша». «Первое сентября» не выписывают – дорого, но некоторые учителя выписывают тематические приложения. Сама директор выписывала приложение «Иностранный язык», но с этого года и ей пришлось от этого отказаться.
Директор – Вера Николаевна Виноградова. Стаж работы – 10 лет в ст. Курово и 9 лет в Кузнецове. Директорствует уже 8 лет; выбрана коллективом. Прошлого директора – приезжую даму из Владимира – коллектив низложил. В ст. Курово школа существовала с 1905 г.; в Кузнецове же только начальная. Среднюю перевели в 1990 г.
Средняя зарплата учителя порядка 400 рублей. Директор, имеющая еще 17 уроков в неделю (немецкий язык), получает порядка 800 рублей. Все это с учетом 25-процентной сельской надбавки. Отпускные выплатили на 65%. Задолженность по зарплате – за ноябрь–декабрь прошлого года. Подспорье у всех учителей – кролики, куры, огород. Директор родом с лесоучастка близ ст. Курово, который сейчас ликвидирован. В деревне только мать, на огород которой регулярно ездит помогать.
В связи с плохой ситуацией с оплатой участвовали вместе с многими школами района в забастовке в ноябре 1998 г. (два дня).
Из 17 учителей педагогического образования не имеет один (ведет ОБЖ и заведует библиотекой), двое закончили педучилище, двое получили высшее образование заочно, остальные имеют высшее очное образование. Сама директор закончила педучилище в Старой Руссе и Тверской университет. Однако нет учителя истории. Учитель музыки вынужден разъезжать по трем близлежащим школам района. Местных – только два человека, остальные – приезжие, главным образом из Вышнего Волочка (вышли замуж за местных). Но есть и приезжая из Карелии и беженка из Таджикистана. Большинство учителей – женщины. Мужчин двое – учитель труда и совместитель по музыке. Закончила словами: несмотря ни на что, школа живет. Все мы молоды и делаем что можем. Школа на хорошем счету в районе. Ради чего все это делают? Хотят, чтобы стало лучше.

Горицкая девятилетка

Директор – Галина Ивановна Нилина. Стаж – 19 лет, в должности два года. Преподает рисование, музыку, мировую художественную культуру. Заканчивала местную восьмилетку, Кирилловскую среднюю школу, затем Череповецкий педагогический институт. Педагогический коллектив – 21 человек. Большинство – местные, хотя математик, например, из Вологды; есть учителя со стажем и 21, и 27 лет. Учеников много, 163, так как приезжают и из соседних деревень, в том числе и из-за Шексны (для них на случай ледохода в школе есть две комнаты, где можно оставить детей на ночь). Нагрузка большая – 26–30 часов в неделю и больше.
Эти директрисы (наверное, обидятся, если прочтут) мне совсем не показались идеальными. Может быть, грешно об этом говорить вслух, но не составляло труда представить, как они покрикивают на учеников, «строят» парами малышей, учат по шаблону, выгоняют провинившихся за дверь. От этого они не становились для меня хуже. Поработав девять лет в школе, знаю, что иногда без этого не обойтись, и, признаюсь, мало встречал таких учителей, которым это доставляло бы удовольствие. Но дело даже не в проявлениях профессиональной слабости, заменяемой рутиной и насилием.
Что произвело на меня наибольшее впечатление, так это удивительная органичность этих женщин, и времени, и окружающей обстановке. Ни одна не выглядела усталой, ни одна не отказалась показать школу, хотя я ничего им не обещал, и показывать, по московским меркам, было нечего. Все они – на своем месте, не хотят уезжать, хотя могли бы. И, наверное, единственная для многих зацепка – именно школа. Она позволяет им сохранить знания, интеллект, дает уважение и чувство реализованности. Не могу судить, насколько их потенциал позволил бы им работать, предположим, в элитных гимназиях, но разве в сельской школе это нужно? Больше, чем где бы то ни было, здесь необходимо быть своей и одновременно чуть выше. Учительская профессия в селе как раз и может дать этот статус. И с другой стороны, разве они не нужны этим селам? Несколько десятков рабочих мест, собственные дети, наконец, которые, если повезет, пойдут в эти же классы. Ученики, которые навсегда хотя бы для кого-то здесь останутся учениками. Разве это плохо для них же самих?
Встречаясь еще в детстве с сельскими ребятами, я не мог понять, зачем они учатся? Это была совершенно другая жизнь. Знания, полученные на уроках в городских школах, востребуются, наверное, процентов на 15% максимум. В деревне еще меньше. Но, возможно, сельская школа необходима совсем не для того, чтобы дать образование. Она гораздо нужнее как окно в мир для тех, кому он нужен, как узда для буйных, как шанс найти себя для беженцев из городов и горячих точек, как возможность вернуться в свою деревню для образованных. Последнее, мне кажется, едва ли не важнее всего остального. Обычный набор жизненных стратегий дополняется еще одной, казалось бы, совершенно ненужной.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru