Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Сергей ПОЛЯКОВ
Калининград – Москва

Контрасты Восточной Пруссии-II

Калининградское образование после Горбенко

В третьем выпуске «Регионального образования» от 24 октября 1998 года была помещена статья «Контрасты Восточной Пруссии». В ней мы рассказывали о бедственном положении системы образования Калининградской области, о губительной для социальной сферы региона политике губернатора Леонида Горбенко – пожалуй, одной из самых одиозных фигур среди тогдашних руководителей российских территорий. Прошло уже полгода с тех пор, как Горбенко проиграл выборы адмиралу Владимиру Егорову; в областной администрации новая команда и новые правила игры.

Калининградской области сейчас говорят и пишут очень много. За последнее время там успели побывать едва ли не все политики федерального масштаба: от Путина и Грефа до Лесина с Ястржембским. Причина проста: вхождение в Евросоюз Польши и Литвы может привести к тому, что российский эксклав окажется инородным телом внутри зоны Шенгенских соглашений, отрезанным от России таможенными и визовыми барьерами. Уже сейчас калининградцы жалуются на то, что визу в Германию теперь нужно получать в Москве – хотя до Москвы здесь 1200 километров, а до Берлина всего 600. Если такая же ситуация сложится с въездом в Литву и Польшу, по экономике региона и благополучию его жителей будет нанесен сильнейший удар: слишком многое тут завязано на торговле с соседями. Если же и транзит из России через Литву будет затруднен – последствия даже трудно себе представить. Среди населения довольно популярна такая версия происходящего: Путин договорился со Шредером о продаже области за долги и переселении ее жителей в Россию – а для этого их надо сначала слегка поморить голодом, чтоб не упирались…

Let my people go!
Со стороны такой апокалипсический сценарий представляется маловероятным. Но понять причины его популярности можно. Калининградская область – «самый региональный регион» в России; название одной из местных газет – «Страна Калининград» – довольно точно отражает эту специфику. Благоприятный климат, близость морских курортов, упрощенный въезд в Европу, изобилие западных товаров, отсутствие собственных исторических традиций и корней (все жители области – приезжие или дети приезжих!), тень древнего Кенигсберга, витающая где-то в сознании, – все это создает причудливую атмосферу местной жизни, такую непохожую на традиционный дух российской провинции.
Отcюда не стремятся любой ценой вырваться в Москву или Петербург. Стоимость недвижимости постоянно растет и скоро приблизится к столичной. Вымощенные булыжником улочки центральной части Калининграда обстраиваются респектабельными особнячками в немецком стиле. Культурная жизнь протекает довольно активно: издательство «Янтарный сказ» печатает прозу местных писателей, театральные труппы неведомыми путями добывают средства на новые постановки, на рынке масс-медиа идет острая конкурентная борьба – количество и пестрота региональных изданий просто изумляет.
Еще больше изумляет политическая активность. Многие заборы и стены уже расписаны – словно под копирку – надписями масляной краской: «Егоров – иуда!», «Егоров – мафия!» Кому-то не нравится, что новый губернатор окружил себя представителями бизнес-элиты. Местная пресса вовсю публикует номера заграничных счетов членов новой команды. «Губернатор не самоубийца, поэтому не мешает уводить миллионы в офшоры», «Что украдет вице-губернатор Хлопецкий?» – отнюдь не самые острые заголовки региональных газет. Впрочем, по сравнению с тем, как прикладывали Горбенко, это просто невинные шалости – у Егорова еще все впереди.
Между тем перед адмирал-губернатором стоят как минимум четыре стратегические задачи, от решения которых во многом будет зависеть и его личная политическая судьба, и судьба области. Необходимо протянуть еще одну ветку газопровода через Польшу (пока вся транспортировка газа идет через Литву), достроить ТЭЦ (этого не могут сделать уже десять лет!), раз и навсегда решить вопрос о транзите грузов из России и определиться с таможенными правилами игры, которые пока меняются по десять раз на дню. Дело в том, что лишь внешне регион представляется самодостаточным: в действительности он нуждается в поставках энергии, продовольствия и товаров народного потребления, а потому зависим одновременно и от метрополии, и от приграничного сотрудничества с соседями.
Относительная изолированность “страны Калининград” имеет и еще одно неприятное последствие. Утечка мозгов на Запад здесь дала себя знать с особенной остротой, причем она практически не компенсировалась притоком “свежей крови” из других регионов. В итоге ряд инвестиционных программ здесь в буквальном смысле некому реализовать; найти квалифицированных специалистов на многие должности – серьезная проблема. Особенно ощутимо падение интеллектуального потенциала сказалось на социальной сфере, в частности системе образования. “Представь себе: едва ли не большинство наших вузовских преподавателей – бывшие троечники, – шокировала меня знакомая из местной газеты. – А других просто нет…”
В таких условиях особое значение имеет грамотное управление ситуацией, выстраивание перспективной кадровой (читай – образовательной) политики. Однако до последнего времени как управление областью в целом, так и управление социальной сферой отличалось крайней некомпетентностью, если не сказать самодурством. Ничего не смог исправить и назначенный три года назад начальником регионального Управления образования Владимир Морозов, на которого первоначально возлагались некоторые надежды. Достаточно сказать, что из двадцати сотрудников аппарата управления четверо не имели высшего образования. Корабль несся без руля и без ветрил, то садясь на мель, то получая пробоины. «Образованию области очень нужен Моисей, который бы четко наметил цели и повел нас за собой, – поделилась одна моя собеседница. И добавила, улыбнувшись: – Моисеич у нас уже появился».

Фуксон пойдет до конца
Первое, что я увидел в приемной нового начальника областного Управления образования Лазаря Моисеевича Фуксона, – ксерокопия газетной статьи с броским заголовком «Фуксон пойдет до конца». Статья посвящена частному эпизоду, но название отражает надежды значительной части образовательного сообщества.
До 25 декабря 2000 года пятидесятидвухлетний Лазарь Фуксон был самым авторитетным и «матерым» из директоров калининградских школ. Возглавляемый им на протяжении без малого двадцати лет лицей № 23 считается одним из лучших в области, попасть туда – заветная мечта многих калининградских школьников и их родителей. Фуксон первым установил обширные международные связи, первым вывез учеников в Германию, первым ввел платные образовательные услуги, первым занялся проблемой развития деловых качеств у старшеклассников, первым вышел из системы школьного общепита, первым установил шефство над детским домом, первым организовал гуманитарную помощь ветеранам микрорайона, первым положил на стол партбилет, первым… «Крут. Ездит на джипе» – так охарактеризовала его одна из местных газет, хотя никакого джипа у Фуксона не было и нет. Против первой характеристики – «крут» – Лазарь Моисеевич не возражает…
Словно тень отца Гамлета, суровый образ Фуксона на протяжении последних десяти лет был кошмарным сном местных образовательных начальников: авторитетного директора прочили то в руководители гороно Калининграда, то в первые замы областного управления; он был постоянным членом всех экспертных советов и не боялся прилюдно возражать губернатору Горбенко. Собственно, из-за своего непокладистого характера Лазарь Моисеевич и засиделся так долго в директорах.
Сильной стороной Фуксона – начальника управления является его безупречная репутация. В отличие от многих предшественников это состоявшийся профессионал, не склонный по поводу и без повода прогибаться под начальство, имеющий четкую позицию по всем вопросам образовательной политики. Слабая сторона – отсутствие опыта управленческой работы на региональном уровне, необходимой «политической» подготовки, порой чрезмерная жесткость и определенность формулировок. Когда на пресс-конференции финалистов областного конкурса «Учитель года» я спросил, какие задачи поставили бы педагоги перед Фуксоном на первый год работы, кто-то пошутил: «Усидеть».
Лазарь Моисеевич уже успел совершить несколько резких движений. Перепугал глав сельских районов, жестко поставив вопрос об оптимизации сети школ и развитии системы патронатных семей. Заявил о ликвидации областного Центра туризма, экскурсий и технического творчества по причине полной бездеятельности последнего (директор центра является одновременно руководителем коммерческого института туризма и сам себе сдает в аренду учебные помещения), чем вызвал целую бурю в прессе. Наконец, втянул область в эксперимент по обновлению содержания образования в связи с переходом на двенадцатилетку: 20% школ должны перейти на экспериментальный режим работы. Аргументы «за» очевидны: эти школы получат бесплатные учебники, их учителя – 25-процентную надбавку к зарплате (если, конечно, в региональном бюджете найдутся деньги), педколлективам придется пробудиться ото сна и по-новому взглянуть на свою работу. Однако кулуарная реакция совершенно не готовых к этому учителей и директоров довольно сильно отличается от официального «одобрямса». Но Фуксон непреклонен: «Это называется управленческая воля: надо что-то наметить себе – и делать. А шипение будет всегда».

Программа действий
На момент нашей встречи с Фуксоном прошло 110 дней с момента его назначения на высокий пост, однако сделать он уже успел немало. Область включена в программу информатизации сельских школ (и получит из федерального бюджета 4,5 млн рублей) и в проект Национального фонда подготовки кадров по компьютеризации единой библиотечной сети. Разработан и представлен на подпись губернатору законопроект о беспроцентных ссудах на строительство жилья для сельских учителей. Начата разработка региональной программы развития образования. Впервые за десять лет проведен областной конкурс “Учитель года”.
Фуксоновская программа действий на ближайшую перспективу включает в себя пять основных пунктов. Первый – упомянутая оптимизация сети сельских общеобразовательных учреждений, предполагающая за счет сокращения количества основных школ усилить дошкольное и начальное образование: создавать повсеместно комплексы начальная школа – сад. Ведь именно сокращение детских садов на селе в первую очередь способствовало снижению уровня развития деревенских учащихся.
Второй пункт также непосредственно связан с проблемами образования на селе: это развитие коррекционной педагогики. Сегодня во многих сельских школах до половины учеников имеют задержки психического развития; на этих ребят приходится до 60% детской преступности. Фуксон поставил перед областным Центром диагностики и реабилитации детей и подростков задачу – стать центром развития региональной коррекционной педагогики, учить учителей технологиям работы с детьми с пониженным интеллектом. Предполагается в каждом районе ввести по ставке психолога и логопеда-дефектолога от областного Центра диагностики и реабилитации: эти специалисты будут выступать в роли тьюторов для сельских педагогов.
Аналогичный проект предполагается осуществить в сфере информатизации образования. На базе закрываемого Центра технического творчества и туризма Фуксон собирается создать Центр информатизации (функции развития детского туризма в регионе будут переданы областному Эколого-биологическому центру). Этот центр будет заниматься повышением квалификации учителей, сервисным обслуживанием школьных компьютеров, разработкой обучающих программ, дистанционным образованием, а также развивать сеть ресурсных центров в территориях области.
Для финансового обеспечения этих (и других) проектов Фуксон намерен изменить механизм распределения средств, поступающих от существующего в области более пяти лет однопроцентного налога на нужды образования. При Горбенко значительная часть этих денег (на сегодня сумма составляет свыше 30 млн рублей в год) расходовалась не по целевому назначению, а то, что все же поступало на нужды образования, распределялось между муниципалитетами пропорционально количеству учащихся. В итоге получался эффект размазывания каши по тарелке. Фуксон предлагает резервировать большую часть налога на уровне региона, создав таким образом подобие фонда развития образования. Это позволит адресно финансировать перспективные программы, централизованно (и по более низким ценам!) осуществлять поставки учебного оборудования.
С приходом Фуксона началась работа по формированию регионального компонента содержания образования (на сегодня он в области практически отсутствует). “Главная задача регионального компонента – максимально пристегнуть детей к метрополии” – так говорит Лазарь Моисеевич. Средством “пристежки” выступает углубленное изучение элементов русской национальной культуры практически во всех предметах – от литературы до обслуживающего труда. Особая роль отводится православию как основному связующему звену между западным эксклавом и Россией. При этом Фуксон не устает повторять, что изучение предметов с религиозным содержанием возможно только факультативно, однако на практике связь между школой и церковью в регионе крепнет. Безусловно, усиление российского культурного присутствия в Калининграде и окрестностях весьма актуально: здесь уже выросло поколение людей, никогда не бывавших в России. Однако нельзя игнорировать и опасность заигрывания с национальными и религиозными чувствами…

Русская школа в городе и в деревне
Базовой школой для отработки регионального компонента содержания образования стала школа № 46 г. Калининграда. Здесь еще в 1995 году началась работа над проектом русской национальной культурологической школы. В учебном плане расширили изучение русской словесности, ввели сквозной культурологический курс: в начальных классах – «Основы эстетики (творчество русских мастеров)», в основном звене – «История русского искусства», в старшей школе – «Основы философской мысли». На уроках труда возрождаются русские ремесла: навыки лозоплетения, соломка, глина. Дополнительным образованием – также с русским национальным уклоном – охвачены практически все учащиеся, многие дети занимаются сразу в нескольких кружках. Выпускники легко поступают в областной музыкальный колледж; общие цифры поступления в вузы и колледжи – на уровне 90%. В школу, расположенную в рабочем микрорайоне, стремятся попасть дети со всех концов города. «А когда-то нас обзывали шовинистами», – вспоминает директор Наталья Демачева…
Практически одновременно с 46-й стала работать по «русскому» направлению Новостроевская средняя школа Озерского района. В условиях села особое значение имеет обучение навыкам прикладных ремесел, допрофессиональная ориентация. Школа старается выполнять роль культурно-образовательного центра для всего села: здесь работает подростковый клуб, спортивные секции открыты для всех, в обрядовом стиле отмечаются церковные праздники. Вместе с тем в разговоре со мной директор Наталья Макрецкая не смогла скрыть разочарования: все выпускники, несмотря на полученное “традиционно-ориентированное” образование, мечтают вырваться из села в город. В Новостроеве молодежь не имеет никакой перспективы, и профессия бармена в Калининграде – едва ли не предел мечтаний для тех, кого педагоги учат вырезать деревянные кружева. “Те умения, которые ребята получают у нас, здесь пока не востребованы”, – с грустью признается Наталья Ивановна.
Новый глава Озерского района Сергей Кузнецов намерен кардинально изменить ситуацию. Кузнецову 37 лет, двадцать из них он отдал сельскому хозяйству, пройдя путь от рядового колхозника до владельца преуспевающего фермерского хозяйства – ЗАО «Русь». Наблюдая воочию непрофессионализм и недобросовестность местных чиновников, решил, что такие люди не должны руководить районом, и выиграл выборы, получив в наследство дотационную на 80%(!) территорию, две трети населения которой составляют женщины, без своей промышленности – фактически сырьевой придаток Калининграда.
Основную ставку бывший фермер делает на строительство перерабатывающих предприятий (в ближайших планах – совместный с датчанами молокозавод), развитие туризма (Озерский район по праву считается «калининградской Швейцарией») и приграничное сотрудничество с соседней Польшей (уже наметили ряд совместных мероприятий с бургомистром ближайшего польского города). При этом Сергей Кириллович особое значение придает школе: «Старшее поколение очень тяжело заставить работать, и сегодня у меня надежда только на молодые кадры. Поэтому, говоря об образовании детей, мы должны закладывать то, что пригодится для жизни на селе. Ведь где-то 30% выпускников отсюда уедут, а 70% останутся – и вот эти люди должны быть востребованы».
Предполагается развернуть в сельских школах подготовку фермеров (к перспективам бывших колхозов Кузнецов относится скептически). В Озерске создается учебный центр, где молодые люди смогут получить профессию менеджера сельскохозяйственного производства. Мэр думает о развитии туристического направления дополнительного образования: пока в районе нет даже станции юных туристов. На базе одного из незагруженных детских садов открывается детский приют на 50 мест – до сих пор здесь не было ни одного сиротского учреждения, хотя проблема социального сиротства стоит остро. Все идеи сокращения сети сельских школ Кузнецов встречает в штыки: “Я по натуре созидатель и ничего рушить не собираюсь”.

Тильзитский мир
Как и Озерский район, город Советск – бывший Тильзит – также приграничный: переходите мост Королевы Луизы через Неман – и вы в Литве. Один знакомый в Калининграде мне рассказывал: «Приятель открыл казино в Советске. Я спросил: кто же туда будет ходить в маленьком городке? Он отвечает: таможенники и контрабандисты…» Советск – победитель конкурса малых городов России: чистый, ухоженный. Никаких задержек зарплаты. Вообще уровень жизни здесь несопоставим с сельским районом: работают промышленные предприятия (в том числе российско-литовские СП), бойко идет приграничная торговля, безработицы практически нет, напротив, в последнее время дает себя знать кадровый голод.
Поэтому программа развития образования здесь составляется с помощью специалистов Каунасского центра обучения самоуправлению: уже прошло несколько семинаров с директорами десяти школ, трех профлицеев и трех колледжей. Суть проблемы состоит в том, что 70% выпускников местных школ поступают в вузы (!), а возвращаются обратно в родной город далеко не все: многие устраиваются в Калининграде. В этой связи ключевую роль заведующая гороно Марина Шляпина отводит профориентации и допрофессиональной подготовке. В Советске сохранен муниципальный УПК, который готовит операторов ЭВМ, бухгалтеров, делопроизводителей, швей, гидов-экскурсоводов, столяров, водителей; с 1 сентября там планируется открыть новый компьютерный класс и учить старшеклассников основам экономики и менеджмента.
С задачей ориентации на педагогическую профессию вполне успешно справляется лицей № 10. На протяжении пяти лет учреждение сотрудничает с педагогическим факультетом Калининградского госуниверситета: в учебный план включили информатику и иностранный с 1 класса, психологию, логику, риторику, историю религий, историю искусств; по средам занятия ведут университетские преподаватели. С 1993 года лицей работает над проблемой раннего выявления одаренности детей: здесь действуют 27 научных кружков, объединенных в Малую академию наук – своеобразный орган ученического самоуправления. Проект создания академии принес лицею соросовский грант, на который уже приобрели оборудование для компьютерного класса.
Неудивительно, что учащиеся лицея ежегодно берут призовые места на областных предметных олимпиадах, до 80% выпускников поступают в вузы, из них половина – в КГУ. “В этом году будет первый наш выпуск педфака, многие ребята собираются вернуться в Советск, хотели бы устроиться на работу в нашу школу, но у нас нет вакансий”, – вздыхает директор Елена Круглова. Из лицея № 10 учителя не уходят…
Школ с русским этнокультурным компонентом в Советске нет. Зато центр развития ребенка № 10 «Родничок» и средняя школа № 8 работают по «литовскому направлению». В городе проживает довольно много смешанных русско-литовских семей, установлены обширные экономические и культурные связи с Литвой, и образование старается вносить свою лепту в межнациональное сотрудничество. Литовский департамент по делам национальных меньшинств занимается повышением квалификации “советских” учителей, работающих в литовских классах и группах, организует для них выезды в Данию, Германию; действует приграничное методобъединение учителей литовского. В школах города учатся двое детей из Литвы; несколько “советских” ребятишек, наоборот, посещают школы на другом берегу Немана. Выпускники школы № 8 имеют возможность поступить в литовские вузы, одна девушка уже получила степень бакалавра, вернулась в Советск и теперь преподает в родной школе литовский.
Интеграция основного, дополнительного и профессионального образования – главный принцип работы городского Центра творчества детей и юношества, объединившего под своей крышей бывший Дом пионеров, станцию юных натуралистов, станцию юных техников, станцию туристов, фильмотеку и библиотеку. Кроме того, на базе гимназии № 1 работает музыкально-эстетическое отделение центра, на базе лицея № 10 – школа искусств, в детсаде “Почемучка” и училище Минсоцзащиты для детей-инвалидов действуют кружки от центра. В центре открыта школа развития “Волшебные пальчики”, куда приводят детей для подготовки к школе. Выпускники музыкально-эстетического отделения имеют возможность поступать в городской колледж культуры и искусств.
Особое значение здесь придают работе с проблемными ребятами. В центре занимаются свыше половины детей из семей группы риска (многодетных, неполных, малообеспеченных): все кружки тут бесплатные. Психолог центра организовала клуб “Психология общения”, куда ходят не только школьники, но и студенты техникумов и профучилищ. Здесь же работает и подростковая служба доверия.
Директор центра Ольга Кутепова старается максимально охватить дополнительным образованием детей-инвалидов, которых в Советске насчитывается порядка двухсот. Пока в кружках и секциях занимаются пять таких ребятишек, регулярно проводятся праздники для “особых” детей: художественный отдел готовит концерт, декоративный – подарки. “К сожалению, всех детей с особыми нуждами собрать не получается – многие родители стесняются выводить их на люди”, – вздыхает Ольга Александровна.

В Полесске все спокойно…
Финальным аккордом моей прошлой калининградской командировки стала поездка в Полесский район в приятном обществе редактора отдела образования, культуры и туризма газеты «Калининградская правда» Ольги Болычевой. Мы решили не менять традицию и снова отправились в Полесск.
Три года назад этот скромный городок был эпицентром учительских забастовок; здесь даже брали в заложники представителя губернатора Горбенко. Сейчас в Полесске все спокойно. По словам начальника районного управления по делам образования, молодежи и спорта Риммы Федоровой, глава района смог добиться, чтобы налоги от местных нефтяных месторождений пошли в муниципальный бюджет, благодаря чему полностью ликвидированы долги по зарплате и книгоиздательским компенсациям, а текущие выплаты производятся день в день. Школы также регулярно получают средства от однопроцентного налога – от 1 до 10 тыс. рублей в месяц, пропорционально количеству учащихся. Учителям и воспитателям детских садов предоставлен бесплатный проезд в муниципальном транспорте, молодым специалистам ежемесячно выплачивается 40-процентная надбавка из районного бюджета. В итоге обстановка в педколлективах стабилизировалась, удалось даже провести смотр самодеятельности учителей, а представительница Полесска попала в финал областного конкурса “Учитель года”.
В плане содержания образования ситуация в районных школах не особенно впечатляет. Лишь две из девяти – Саранская и Сосновская – ввели уроки по агротехнике и факультатив по лесоведению (благо рядом лесхоз). “Я за три года не смогла убедить коллектив Полесской средней школы, чтобы они открыли профильные классы, – призналась Римма Павловна. – Свою дочку пришлось отправить учиться в калининградский лицей № 2, чтобы она получила профильное образование”. Сейчас две районные школы попадают под эксперимент по 12-летке, и начальник управления надеется, что это подтолкнет коллективы к работе над обновлением содержания образования.
Из Полесска мы отправились в Маячную основную школу, где уже были три года назад. Внешне здесь ничего не изменилось: те же обшарпанные оконные рамы, старая мебель, более чем скромная обстановка в классах. Но, по словам директора Тамары Драбиноги, маленькие перемены к лучшему все же есть: питаются практически все дети на три рубля в день, но это лучше, чем ничего (в день нашего приезда были макароны с сыром и чай). Глава сельской администрации идет на перевыборы, и это подвигло его вспомнить об образовании: школе заказали новую дверь за 8 тыс. рублей. Иногда находятся спонсоры, оказывающие разовую помощь, но в основном ремонт классов приходится делать за счет родителей.
“В содержании образования у нас застой”, – констатировала Тамара Дмитриевна. Да и как ему не быть: среди учителей все больше людей пенсионного возраста, молодых кадров нет, новых учебников нет, наглядных пособий нет… “Я купила в учколлекторе карту полушарий, повесила в кабинет для начальных классов – видели бы вы, какими глазами дети на нее смотрели, как обрадовались!” Именно на приобретение наглядных пособий тратит директор средства, поступающие от однопроцентного налога, но что купишь на две тысячи, когда одна карта стоит 900 рублей?
Отличники в Маячной школе – редкость. В вузы поступают единицы, основная масса выпускников идет в Полесское профучилище. При училище действует филиал Санкт-Петербургской сельхозакадемии, но большинству “маячных” детей он не светит: среди них много ребят с задержками развития, диплом ПТУ для них – предел мечтаний. Дальше их судьба незавидна: родной поселок расположился на берегу залива, земли нет – только приусадебные участочки по шесть соток, профессия тракториста или механика не востребована, в рыболовецкий колхоз “Доброволец” не устроишься. “Больше стало озлобленных, ожесточенных детей, – рассказывает Тамара Дмитриевна, – за тридцать лет работы я таких не видела…”
***
Три года назад по дороге из Полесска в Калининград мы обсуждали увиденное. «На чем вообще все это держится?» – удивлялась моя спутница. В этот раз автомобиль ехал на последних литрах бензина, заправок как назло не было, мы нервно поеживались в предвкушении пикника на обочине и развлекали себя разговорами на абстрактные темы. А чего обсуждать? Фуксону досталось работы – непочатый край…

P.S. Автор благодарит за теплый прием и помощь в работе Ольгу БОЛЫЧЕВУ, Нину МИЛУШКИНУ и Машу ГОНЧАР.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru