Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2001

Первая тетрадь. Политика образования

“Захотят – сами прочитают...”
А если нет?

Отвергая воспитательную роль литературы в школе, мы, возможно, лишаем детей чувства культурной общности

Уже не призрак, но призраки бродят по нашему Отечеству. Призраки грядущих реформ в сфере образования. И всяк тянет на себя. Для значительного числа этих проектов характерно предложение сократить программу целого ряда гуманитарных курсов в пользу всего остального. (Помните, мудрость кота Матроскина: “чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет”. Вот и с нововведениями так же – сперва нужно выкинуть что-нибудь ненужное.) Особенно уязвима в этом смысле позиция русской литературы. В самом деле, к чему эта лирика. “Захотят – сами прочитают”. Аргумент железобетонный. И, что особенно приятно, применим абсолютно ко всем школьным дисциплинам, за исключением разве что пения и рисования. Действительно, “захотят” и все “сами” – и геометрию, и физику, и английский… Возможно, к тому и идем. Но мне сейчас хотелось бы сосредоточить свое внимание не на низвержении реформ, а на апологии русской литературы, на доказательстве того, что “здесь и сейчас” эта дисциплина с точки зрения государственных интересов в сфере образования важнее многих и многих других.

В чем же интерес государства в государственном же среднем образовании?.. Ну прежде всего, как банально это ни звучит, в том, чтобы получить на выходе, который близок к совершеннолетию, полноценного гражданина. При таком подходе искусственное выхолащивание из школьной программы воспитательных элементов иначе как диверсией не назовешь. Понятно, что и учителя, и родители как страшный сон вспоминают идеологические накачки собственного детства, но наблюдаемая сейчас другая крайность, когда школа становится местом, где ребенок знакомится с наркотиками, порнографией и насилием, ничуть не лучше. И гораздо опаснее в плане долговременных перспектив. Школа должна стремиться выпускать сознательных, образованных граждан, а не потенциальных преступников и асоциалов. Любую другую политику в данной сфере можно рассматривать как антигосударственную.

Говорить ли в тысячный раз о воспитательном значении лучших произведений классической литературы?..

Опять же школа должна образовывать граждан именно этой страны, а не потенциальных эмигрантов. Как сложится дальше – Бог весть, но если молодой человек, покидая стены государственного среднего учебного заведения, демонстрирует ярко выраженную антипатию и презрение к “этой стране” (что встречается сплошь и рядом), значит, школа чего-то недоглядела, хотя должна была доглядеть.

Воспитание патриотизма – пустой звук. Но патриотизмом, как и многим другим, можно пленить (более грубый вариант – заразить). И литература в настоящий момент – главный, если не единственный, источник, из которого можно черпать. Умным-красивым суперагентам американских боевиков можно и нужно противопоставить обаяние людей, которые жили и умирали ради этой земли и ее народов. Если же этого не сделать, у подрастающего поколения сложится (если еще не сложилось) впечатление, что единственная страна, которая стоит того, чтобы рисковать ради нее жизнью, – это Соединенные Штаты Америки.

Стало общим местом поминать демографическую ситуацию, которая держится на грани только за счет переселенцев из ближнего зарубежья. Преимущественно из Средней Азии и Закавказья. Все чаще на улицах Москвы и других городов слышится их говор. Кем ощущают себя эти люди в России? Незваными гостями, иностранцами, потенциальной “пятой колонной” или все-таки россиянами? Кем чувствуют себя их дети? Они хорошо говорят на русском языке, но что это значит? При нынешней моде на полиглотство русский легко может стать всего лишь “деловым языком” для данной территории. Как для иных земель язык английский. Кто нынче учит английский, чтобы читать Мильтона? Его учат исключительно для делового общения и (или) скорой эмиграции.

Язык не объединяет, объединяет культура. “Пушкин – наше все” – это не просто затасканная шутка, но символ единения в общем культурном поле. А для разноязыкой, многонациональной, верующей во всех возможных богов и божков России такое единение не роскошь – необходимость. Минимальное условие единения государственного.

Литература в школе – это не только чтение из-под палки и сочинения на заданную тему, это еще и усвоение определенных речевых клише, “опознавательных знаков” данной (этой и только этой!) культуры. “Горе от ума”, “карету мне, карету”, “я к Вам пишу, чего же боле”, “коня на скаку остановит, в горячую избу войдет”, “белеет парус одинокий” – вспоминаю первое, что приходит в голову. Это и живая история, запечатленная в судьбах и лицах. (Что до меня, так я бы вообще “запараллелила” по мере сил курсы истории и литературы. Что там абзац про рабовладение, пара фраз о феодализме – “Хижину дяди Тома” и Дрюона пусть читают. Эх мечты…) Опыт приобщения к русскоязычной литературе – это еще и первый опыт интернационализма и понимания того, что русская (вариант российская) культура – творение многонациональное. Это то, что может пленить навсегда.
(С этой точки зрения очень разумным представляется возобновление в школах курсов, аналогичных старому разделу, – “Литература народов СССР”. Пусть прозвучит “Витязь в тигровой шкуре” на русском и грузинском, а Шевченко на русском и украинском. Языки не разъединяют, разъединяет неуважение и забвение.)

А третьего не дано. Либо разноязыкие и разноплеменные “новые” россияне, не утрачивая национального своеобразия, пленятся российской культурой и привьются к ее многовековому древу, либо через пару десятков лет мы получим полный набор межнациональных, этнокультурных конфликтов внутри Российской Федерации. Стране, не справившейся с ролью Третьего Рима, грешно забывать о причинах, которые привели к падению Рима первого, который, завоевав Грецию, так пленился культурой побежденного народа, что за считанные века непоправимо ослабел в греческом философствовании и неге. Культура – страшная сила. А литература – древнейшая из ее составляющих. Слово было в начале. И будет в конце.

Мария СЫЛМИНА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru