Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Вячеслав Полунин:
“Мы, клоуны, нужны для того, чтобы вдохновлять людей на жизнь”

4-1.ht4.jpg (5165 bytes)

На вечере памяти Ролана Быкова в Доме кино Полунин неожиданно расплакался прямо на сцене, вспоминая Ролана Антоновича.
По-настоящему всхлипывающий клоун поразил. Захотелось поговорить с ним не о клоунаде, не о созданных им “Лицедеях” или “Академии дураков” – о самой жизни. А с кем, в конце концов, обсуждать это, если не с шутом? Уж он-то точно скажет правду…

В поисках Полунина я отправилась в цирковое училище. И не ошиблась. Там он общался с пацанами, и разговор шел такой: “Для чего мы – клоуны, сумасшедшие, шуты, юродивые? Мы в принципе нужны, чтобы вдохновлять людей на жизнь”, “Если в нас есть огонь, то мы в состоянии этим огнем поделиться с другими, если нет огня, заниматься этим нет никакого смысла…” Люди “с огнем” в душе всегда притягивают. С ними – теплее. С огнем – светлее. Ну и веселее, конечно.
Мы разговорились с Полуниным после его встречи с будущими клоунами. Я не думала публиковать это коротенькое интервью, но вдруг поймала себя на том, что слишком часто включаю диктофон и слушаю голос Полунина. И мне захотелось, чтобы вы его тоже услышали.

– Вячеслав Иванович, чем логика победителя отличается от логики побежденного? Почему у одних все получается, а у других – нет?
– Для того чтобы выиграть одну битву, нужно одновременно затевать десять. И если ты девять проиграл – одну все равно выиграл. Видимо, объем моей работы может превосходить возможности какого-то другого человека. Я всегда затеваю одновременно как минимум пять проектов. Если бы я начинал только один из них, я всегда был бы в проигрыше. Или иногда выигрывал бы. А так я всегда выигрываю, хотя бы в одном.
– Но говорят, нельзя разбрасываться, надо концентрировать силы.
– Когда несколько дел отвалится и пойдет одно, я буду концентрировать, а до того я двигаюсь широким фронтом. Когда вижу, что выигрывает только эта дорога, все остальное отбрасываю и иду по ней. Сейчас одновременно делаю пять спектаклей. И выиграет тот, который возьмет меня за горло.
– А вдруг все хорошо пойдут?
– Нет, так не бывает. Тут денег не нашли, там актер заболел, здесь оказалась какая-то проблема государственная и так далее. А что-то обязательно получится.
– Может, жизнь изначально несправедлива: одним – все, другим – ничего?
– Кому сколько нужно. Мне нужно очень много. Со мной разные партнеры начинали, но кому-то нужно вот столечко, и его тащить дальше бесполезно, потому что он свое уже получил. У меня есть замечательный друг и партнер Сергей Шашлев, глухонемой. Для меня работа в “Цирк де Солей” – просто один из эпизодов моей жизни, а для него – вершина карьеры, финал. Ему ничего больше не надо, он уже счастлив. Он органично влился в ту систему, и она для него идеальна, а мне нужно еще и еще… десять таких этапов.
– Задам свой вопрос иначе: кому-то, может, тоже много надо, но ему ничего не откалывается.
– Если работать без выходных и отпусков, то все откалывается.
– “А вещий Олег свою линию гнул…”
– А другой нету. Если ты хочешь многого, нужно себя зажать и превратить в работающую машину. А если говоришь: “Ну ничего, мне и этого хватит” – тогда можно и по-другому. Под каждой такой крохотулькой труда столько, что можно измерять морским глубиномером. Каждое малейшее достижение – это огромный труд.
– Вы думаете, извините за высокопарность, о своей миссии в этой жизни?
– Обязательно. Был такой человек Модрис Ценисон. Он сделал театр пантомимы в Каунасе где-то в конце шестидесятых годов. Встреча с ним открыла мне, для чего я в этом мире нахожусь и что должен делать. Раз мне Боженька дал талант, я должен им с умом распорядиться. Этот талантливый человек просто сказал мне, что нужно служить своей профессии, любить ее и давать максимально то, чего ты достиг, другим. Вот и все. Он мне объяснил, что мы не просто для себя это делаем, что если мы богаты внутри, то должны как можно больше людей этим осчастливить.
– Я думаю, многим это говорят сотни раз. В общем-то прописные истины…
– Все в жизни – прописные истины. Этот человек… Он сжег себя ради этого.
– И вы не испугались тоже сжечь себя?
– Нет, мне это понравилось.
– А что вы думаете о жизни?
– Во-первых, жизнь надо прожить в собственное удовольствие. Я всегда хочу, чтобы мне нравилось то, что я делаю. Если мне что-то не нравится – я это бросаю. Если я чувствую, что здесь не получить удовольствия, значит, эта вещь неправильная, ненужная и для меня вредная. И только тогда, когда получаю удовольствие, я могу перевернуть весь мир для того, чтобы добиться своего. И тогда я могу страдать, могу выносить унижения, могу все что угодно.
– Если на этом пути не получишь удовольствия, где гарантия, что на соседнем – получишь?
– Раза три в жизни я останавливался и говорил себе: “Стоп, ты куда-то не туда идешь. Забрался далеко, вроде все нормально, успех, а удовольствия не получаешь”. Первая ситуация – когда я разошелся со своим первым партнером Сашей Скворцовым. Замечательный был партнер. Все вокруг мне говорили: “Тебе повезло в жизни – Боженька подарил тебе идеального партнера, вы совпадаете полностью, тебе нужно держаться за него…” и так далее. А я понял, что нам дальше некуда идти. Мы все испытали, все получили. Второй раз то же самое было с моим театром. Я увидел: это тупик – я делаю то, что уже умею, что знаю, и не вижу, куда можно двигаться дальше. И я понял: нужно обязательно сворачивать. И третья ситуация. Я – в лучшем цирке мира. Меня любят, знают, я делаю замечательные программы. Потрясающий успех – дальше некуда. И я понимаю: мне это… неинтересно. Останавливаюсь и иду во тьму. И не знаю, чем она кончится. Я иду к себе новому. Я должен понять, какой я. На это я трачу время, все свои деньги, которые до этого заработал. И в конце концов нахожу опять новую дорогу.
– А в тот момент, когда надо повернуть, не страшно?
– Очень страшно. Ведь с тобой семья. Ты – с чемоданами и неизвестно где. Деньги завтра кончатся – и неизвестно, как дальше жить. Очень страшно, но я верю в свою звезду и очень тружусь. Вот и все.
– И все-таки, по-вашему, получается, смысл жизни в том, чтобы получить удовольствие?
– Может быть, а почему нет? Оно для меня в том, чтобы следовать детской мечте. Вот у меня есть детские мечты, и я хочу за ними двигаться. Они меня никогда не обманывают. Если я двигаюсь к тому, что хотел в детстве, значит, я на правильной дороге. В какой-то момент я стал получать удовольствие от того, что помогаю другим. Я могу становиться той легендой, которая помогает людям жить. Поэтому мои удовольствия уже так сильно рассыпаются, что становятся радостями других людей.

Беседовала
Галина КАЛИНИНА
Фото Дмитрия Коробейникова

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru