Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Модернизация без реформы

Таково наиболее вероятное развитие событий в образовании
в связи с «корректировкой правительства»

Потеря темпа – смена курса?

После заявления М.Касьянова о корректировке состава правительства в каждой сфере начались обсуждения перспектив.
«Корректировка правительства» – это возможная смена руководства отрасли. Как правило, такая смена влечет за собой не только изменение правил бюрократического управления, но и смену направлений финансовых потоков, смену приоритетов вневедомственной политики.
Поэтому чем ближе конец мая, тем активнее обсуждают эксперты и аналитики последствия возможных перестановок и назначений. Оказалось, что помимо интереса к персонам, могущим занять кресло министра в той или иной отрасли, такой анализ дает возможность представить себе различные варианты направлений развития событий в отрасли.
И становится не так уж важно, кто именно станет (или останется) во главе ведомства, но каковы вообще перспективы перемен? Есть ли они? Какого типа решения и на каких основаниях могут быть приняты в русле «корректировки» курса? Чем вообще может быть обусловлена эта «корректировка»?
Например – в образовании...

Вариант № 1: политическое решение

Наша газета уже не раз писала о том, что в русле “демилитаризации” кабинета министров решение о кадровых изменениях в правительстве может быть принято на основе принципа политического руководства ведомствами. И хотя очевидно, что назвать штатским нынешнего министра обороны С.Иванова можно лишь условно, сама по себе тенденция замены внутриведомственных выдвиженцев на политических представителей президента так же очевидна. Как и очевидна бесперспективность реформы отдельных отраслей, если во главе их стоят «специалисты» (а на самом деле представители правящей бюрократии), представляющие интересы той или иной части отраслевой корпорации. Будь то транспорт, сельское хозяйство или образование.
Кроме того, предложение представителям или даже лидерам какой-либо партии или движения возглавить, например, Министерство образования является безусловно знаковым и проявляет намерения президента действовать в социальной сфере в том или ином направлении. Что имеется в виду?
Понятно, что лидеры, первые лица крупных партий, на пост министра образования не согласятся (по старой советской привычке считать школу чем-то второстепенным), но своих видных представителей делегировать могут.
Если, например, президент сделает такое предложение Г.Зюганову, это будет означать скорее всего, что социальная политика в России в ближайшее время станет более социалистической, доминировать будут принципы государственного патернализма. Для правительства это будет большим осложнением, потому что министр-коммунист (скорее всего им может стать председатель Комитета по образованию и науке И.Мельников) мгновенно займет сильную позицию в кабинете и станет набирать очки систематическими предложениями по увеличению финансирования системы образования.
При этом определенные направления модернизации будут свернуты в одночасье: единый экзамен, ГИФО, переход в статус организации, возможно – 12-летка. И будет пересмотрена концепция экономики образования, в сторону еще большей централизации. Скорее всего государственное регулирование в области образования станет усиливаться, как и централизация управления системой.
Вполне возможно, что президент планирует противоположный ход: сделает такое предложение Борису Немцову, лидеру Союза правых сил, или Григорию Явлинскому, лидеру «Яблока». И в том и другом случае это будет обозначать, что высшее руководство государства приняло решение о либеральном развитии системы образования. Самой сильной фигурой при таком повороте события может оказаться Ирина Хакамада, наиболее активная в последнее время на поле образовательной политики представительница либералов, сделавшая ряд заявлений, показывающих ее заинтересованность в развитии этой сферы.
В любом случае приход либерально-консервативного политика в руководство ведомства внесет самые сильные изменения в образовательную политику. Прежде всего в экономике образования. Довольно быстро появится и активно будет продвигаться пакет законопроектов по нормативному финансированию, и, с другой стороны, будет продвинута идея рамочных стандартов и переход на федеральное обеспечение заработной платы учителям.
При этом если представители левого политического спектра, возможно, будут усиливать государственный контроль за содержанием учебных предметов и инспекционный контроль их освоения, то политики либерально-консервативного толка скорее всего будут усиливать роль школ и местного сообщества в регулировании качества образования.
Общим для левого и консервативного политика на посту министра образования станет остановка перехода на 12-летку, если судить об этом по их общей позиции на парламентских слушаниях, посвященных 12-летке.
Другие варианты политического решения президента по отношению к системе образования маловероятны.
А что касается политического центра, то там нет яркого политика, способного выполнить роль знаковой фигуры – представителя президента. Разве что Евгений Максимович Примаков захочет обогатить свою биографию службой на посту министра образования... Никого другого, кто хотя бы как-то проявлял свой интерес к образованию, там нет. Да и ясной политической платформы относительно этого направления в центре политического спектра до сих пор не заявлено.
А жаль: центристская политическая позиция по отношению к системе образования для президента и для общества была бы, возможно, наиболее привлекательной.
...Но насколько велика вероятность принятия политического решения относительно образовательного ведомства?
Видимого интереса к этой идее во время встречи с депутатами фракции СПС президент не проявил. С другой стороны, в Госсовете создана рабочая группа по реформе образования, заявлено, что ее задачей является создание общего плана реформы. Это означает, что наработки правительства Госсовет (или президент?) считает недостаточными.
...И все же большинство экспертов сходятся на том, что назначение политического деятеля в образовательное ведомство маловероятно, по крайней мере в ближайшее время.

Продолжение следует

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru