Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

И все-таки: как избежать формального подхода?

Хоть и считается аттестация делом добровольным, но только единицы знакомых мне учителей отказываются от нее, основная же масса считает своим профессиональным долгом каждые пять лет снова и снова доказывать кому-то, что не стала глупее, не перестала любить свою профессию, не разучилась работать. Когда человек рвется ввысь, каждый год (или пять) завоевывая все новую и новую высоту, еще понять можно, а вот подтверждение – этого понять никак не могу и считаю делом абсолютно бестолковым, укорачивающим и без того не очень длинный учительский век.
И еще: при аттестации учителю дают (или не дают) ту категорию, которую он просит, но не выше, а учителя, как известно, завышенной самооценкой не страдают. Я сама не раз слышала от коллег, что пора подавать на высшую, но у меня на будущий год аттестация, и я первую категорию, которая у меня есть, подтверждать не собираюсь. Во-первых, мне не нравится сам порядок аттестации, во-вторых, я хочу поберечь свое здоровье. И разве хоть у кого-нибудь возникнет сомнение, что я буду работать хуже?
Молодежь, уверенная в себе, стремится как можно раньше пройти аттестацию, но это никак не связано с профессиональным ростом, а связано с нищенской зарплатой.
Я всегда выступала и выступаю противником аттестации по той простой причине, что мне до сих пор не ясно, что должно быть предметом аттестации. Профессиональный уровень? Пожалуй. Но это всего лишь часть того, что должен представлять собой истинный учитель. Давайте хотя бы вспомним Е.Н.Ильина, его формулу. Профессионализм, знание учителя он тоже ставит на первое место, но называет еще и артистизм, и человеческие качества. Он считает, что отсутствие одного из компонентов автоматически нивелирует остальные два. И я с ним абсолютно согласна.
Пять лет назад в нашей области именно знания учителя и брались за основу при аттестации. Сдал экзамен по предмету – ты аттестован. То, что учитель-знаток – это еще не совсем учитель-профессионал, быстро поняли. Наравне с экзаменом разрешили защищать творческую работу. Сначала это обрадовало: казалось, что работа – это своеобразный отчет учителя о том, чего он достиг за проработанные годы. Но о собственном опыте в этих работах речи почти не шло, остальную часть работы составлял теоретический материал, извлеченный из различных методических источников.
И совсем уж отчаялась я, когда услышала, что черновик творческой работы, оказывается, можно купить у собственного руководителя...
Если же за основу аттестации брать только достижения учеников, то тут абсурда будет еще больше. Но ведь понятно, что тройки учеников коррекционного класса стоят учителю ничуть не меньших, а может, даже и больших усилий, чем пятерки в специализированных классах. А считать ли достижением учителя личные успехи учеников в спорте, рисовании, исследовательской деятельности, участие в олимпиадах, различных мероприятиях областного уровня? И да и нет. Давайте посмотрим на достижения мальчишки-спортсмена. Из чего они складываются? Первая заслуга – это заслуга природы-матушки. Она дала ему здоровье, спортивную фигуру, какие-то наследственные качества. Вторая заслуга – это заслуга родителей, которые с дошкольного возраста приобщали его к спорту. Учитель же получил готовый материал. А другой его коллега сам открыл способного мальчишку, при отсутствии спортзала тренировал его по вечерам в школьном коридоре. До областных соревнований паренек не дотянул, но в районных занял призовое место. Будет ли его достижение влиять на аттестацию учителя? Вопросы, вопросы, вопросы...
И уж совсем абсурдным мне представляется считать достижением учителя количество учеников, поступивших в институты. Я думаю, всем понятно, что в нынешней экономической ситуации в институт дети часто не поступают не потому, что учитель не дал им знаний, а потому, что родительский кошелек не имеет достаточной толщины, чтобы учить ребенка. Особенно это заметно в провинции.
Но уж если проводить аттестацию по профессиональной компетенции учителя, то надо смотреть учителя в работе. Именно на уроке учитель, простите за выражение, “голенький”. Не стоит опасаться того, что открытый урок – специально подготовленный. Нельзя за короткий срок подготовить и сыграть то, что не получается в повседневной работе. Да и дети никогда не подыграют учителю, которого не любят. Урок, по-моему, должны смотреть и оценивать коллеги, а не чиновники. Одни стараются увидеть промахи, другие видят то, что они возьмут себе для работы, а если уж и не соглашаются с чем-то, то сразу предлагают свои варианты действий. И если возвратиться опять к Ильину, то именно на уроке увидишь артистизм учителя, а где еще? Меня просто поражает точность его наблюдения: “...как учителю не быть артистом? Не ведать, что знающих, опытных – усваивают, а ярких, изобретательных – впитывают?!”
Так вот тот учитель, которого дети не просто слушают, а впитывают каждое произнесенное им слово, и должен оцениваться выше.
А экспертом может быть только тот, кто хорошо знает учителя и его работу. Надо составить карту оценок и занести в нее средний балл, поставленный учителю коллегами, родителями, администрацией, общественным советом. Сложив все баллы вместе, определить общий и по шкале посмотреть, какому разряду данное количество баллов соответствует.
Не секрет, что в коллективах не всегда любят ярких, неординарных, имеющих собственное мнение педагогов – такова человеческая природа, поэтому и оценки могут оказаться слишком субъективными. Но без мнения коллег, по-моему, все равно не обойтись.
Когда я спросила учителей, могут ли в оценке работы участвовать дети, большинство ответили отрицательно. И опасение вполне понятно. Дети иногда путают добрых и добреньких, которые ставят хорошие оценки, не очень-то заботясь о знаниях.
Но детям свойственно стремление к справедливости. И я знаю, они все равно чувствуют, когда учитель заботится об их знаниях и душевном комфорте, а когда дает урок и спешит поскорее покинуть класс. Поэтому продолжаю твердить: “Держитесь, коллеги! Зачем нам бояться оценки самых строгих экспертов?”
Я думаю, что выстраивание отношений с родителями шло бы более успешно, если бы учителя знали, что какая-то малость их успеха или неуспеха будет зависеть и от мнения родителей.
Администрацию школы, ее мнение конечно же нельзя не учитывать, но она должна оценивать лишь то, как влияет тот или иной учитель на жизнь школы.
К услугам независимых комиссий стоит прибегать только в исключительных случаях, если возникнут спорные ситуации. Это единое мнение моих коллег, я к нему присоединяюсь.
Во время кратких наездов, которые совершают в школы эти комиссии, только и можно отыскать пропущенные ошибки в контрольных тетрадях, а что еще?
Я верю в то, что новые условия аттестации станут более гуманными по отношению к учителю.
Думаю, что повышение зарплат в соответствии со стажем и образованием было бы более справедливым, а поощрить учителя за успехи и достижения можно и другими способами.

Валентина ГУСЕВА
д. Кладово, Пошехонский р-н,
Ярославская обл.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru