Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Стратегия НЛП: что такое нейролингвистическое программирование и нужно ли оно школе?

Душа или субъективная реальность?

НЛП – это область знания, которая исследует субъективный опыт людей, как он устроен: как мы познаем мир, как выстраиваем собственную модель мира, преобразуем его, реализуя себя.
Познаваем ли мир и как его познать – давний вопрос философии и психологии.
Психология в точном переводе – наука о душе, но что такое душа, кто знает? Поэтому я бы сказал, психология – наука о субъективной реальности. Традиционная психология всегда пользовалась языком, заимствованным из физиологии, культурологии, философии. От этого предмет исследования сильно размывается. НЛП внесло в эти раздумья более структурный, точный, естественно-научный подход. Как можно было бы успешно описать субъективную реальность? Каким языком?
Основатели НЛП представляли разные области человеческого знания и в этом смысле дополняли друг друга. Джон Гриндер – профессор лингвистики, его область исследований в том, как язык связан с устройством внутренней реальности, глубинного опыта человека.
Идея математического подхода в НЛП от Ричарда Бандлера – он был математиком и, кроме того, интересовался, как люди достигают успеха в разных областях. Джудит Делозье, антрополог, занималась историей религии и тем, как изменяются убеждения людей под влиянием религии. Лесли Кемерон привнесла в НЛП психотерапевтическую составляющую.
И вот эти четыре человека впервые задумались, можно ли создать язык, описывающий внутреннюю, субъективную реальность человека. Они попытались обобщить опыт психологов-практиков и изучали, как влияет на внутренние процессы самовнушение. Стали моделировать гипноз Эриксона, известного гипнотерапевта, который, будучи дважды парализованным, возвращал себя к активной жизни вопреки всем прогнозам врачей, приобретя убедительный опыт недирективного самогипноза.
Наблюдая работу человека, создавшего свою школу, свой метод, они поняли, что наиболее успешные люди совершенно иначе умеют верить в себя и реальность своей мечты, достигать своей цели, организовывать свои действия и преобразовывать мир. Но можно ли постичь подобные успешные стратегии? Попыткой понять их и было моделирование, то есть создание прикладной методики, которую можно передавать. А можно ли моделировать не только объекты внешнего мира, но и самого человека? Если да, то нужно иметь язык описания. Он и возник из самого моделирования. Изучая работу Эриксона, создатели НЛП записывали ее на пленку и, используя свои знания в лингвистике, антропологии, философии, психологии, математике, старались выявить четкую структуру деятельности. Например, лингвистические структуры, которыми пользовался Эриксон. А потом с группой студентов-психологов пытались повторить сделанное Эриксоном. Если срабатывало, структура выделена верно, если нет, они ее отбрасывали. По ходу этой работы они выявили определенные способы наблюдения, исследования, структурирования человеческого опыта. Одновременно сложился язык описания субъективной реальности, субъективного опыта.
А поскольку изучался опыт выдающихся людей, попутно было открыто множество прикладных методик. И многие представляют НЛП как набор техник. Вероятно, поэтому НЛП получило широкое распространение: оно манит разнообразием и доступностью предложений на уровне практики.

Ответственна ли школа за неудачников?

Итак, “нейролингвистическое”, потому что изучает внутреннюю, субъективную реальность человека, анализируя лингвистические структуры. Теперь о том, что значит “программирование”.
НЛП появилось в Америке примерно двадцать пять лет назад, когда в жизнь только входили компьютеры. Термин “программирование” был очень популярен и не приобрел еще негативного оттенка. Программа в переводе с греческого – четкая последовательность шагов для достижения какой-либо цели. Этим термином создатели хотели подчеркнуть, что имеют дело с конкретными последовательными шагами, которые можно изучать и структурировать. Потом возник миф, связывающий программирование чуть ли не с зомбированием. Люди вообще очень легко создают мифы. Кстати, одно из направлений НЛП изучает, какие мифы содержат мыслительные вирусы – идеи, распространяющиеся мгновенно. В речах Гитлера, например, много таких вирусов, позволявших ему затуманивать людям мозги. Во время встреч и интервью часто звучит вопрос о негативном использовании НЛП.
Во зло можно использовать абсолютно все: молотком чаще забивают гвозди, но иногда, к сожалению, разбивают головы. Хотя кувалду во вред использовать проще, чем НЛП: не нужно долго-долго учиться. И, если уж на то пошло, манипулировать людьми можно, не используя сложные техники. В сталинские времена огромный народ держали в подчинении, используя страх, угнетая первичные потребности людей. Никаким НЛП или эриксоновским гипнозом ничего подобного достичь невозможно. Эти техники неинтересны и преступным кланам: они добиваются своих целей гораздо более простыми средствами.
Я как специалист утверждаю, что ни НЛП, ни косвенными речевыми стратегиями зомбировать человека невозможно. НЛП – очень гуманная, экологичная технология, она предполагает, что человек сам хочет достичь определенного результата.
Возвращаясь к программированию, хочу сказать, что в нем нет ничего ужасного или противоестественного. Прежде всего мы на биологическом уровне очень жестко спрограммированы природой. И предмет биологических, нейрофизиологических исследований – именно эти программы. Мы же говорим, что у мыслительных процессов тоже есть программа, ее можно выделять, исследовать не хуже, чем биологические и физиологические процессы. Как часто взрослые говорят: “Ребенок не успевает потому, что у него плохая память”. В этой фразе “запоминает” – процесс, в котором можно продвигаться, делать шаги, – заменено на существительное “память”, процесс остановлен. Поэтому спрограммирована безысходность. Ответственна ли школа за то количество неудачников, которое она выпускает?

НЛП в обучении

Еще одна расхожая фраза: “Ваш ребенок не способен к точным наукам”. Что учитель имеет в виду? Или психолог, когда говорит, что у ребенка нет лингвистических способностей? Для меня после десяти лет работы в НЛП способность – конкретная стратегия, работающая на подсознательном уровне. И любой ребенок вполне может ее освоить.
Например, написание словарных слов: некоторые ребята каким-то удивительным образом пишут их правильно. Мы в своей школе выявили около тридцати стратегий запоминания словарных слов. Примерно две трети из них неуспешны, а около трети более или менее успешны.
Конечно, если мы исследуем такие стратегии, у нас меняются обучающие технологии, образовательная среда, содержание образования.
В традиционной школе вряд ли на уроке выясняют, как ребенок писал свой текст или как он читал, запоминал, выделял главные мысли. О каком развитии способностей тут можно говорить?
А НЛП в образовании исследует логические уровни познания и стратегии, которые так или иначе складываются у ребенка в процессе его развития. Я, например, совершенно сознательно изучал, как мой сын осваивал родной язык. Кстати, еще один миф – о том, что язык ребенок осваивает легко. Слово “машина” как он только не коверкал, но каждый раз окружающие говорили: “Правильно, Андрей, машина”. А новое слово или фразу мог повторять в день сотни раз! Если эту стратегию использовать для обучения взрослого: погрузить в языковую среду позитивно, поправлять его произношение, да если он еще будет по двести раз повторять новые слова и фразы, язык освоит обязательно.
То есть в природе человека многое давно существует. Вопрос в том, как выявлять стратегии и записывать их. Как обобщать, чтобы сделать универсальными, пригодными для всех. Возвращаясь к опыту работы со словарными словами: если каждый из пятнадцати подростков по-своему с ними работает, мы можем сравнивать каждый шаг, смотреть, к чему он приводит, отбрасывать неэффективные, экспериментировать. В конце концов мы получаем технологию. Между прочим, по той же самой схеме, как было создано НЛП.
Точно так же сейчас создано очень много прикладных методик: как учить английский язык, как успешнее читать книгу, успешнее и быстрее писать, из каких алгоритмов состоит любая эвристическая задача. Или технология создания групп, что в свое время придумал Игорь Иванов и назвал методикой коллективных творческих дел. Из чего она состоит на взгляд НЛП: вход в систему, некоторые операции, тест процесса, выход. Четыре шага, минимальная управленческая схема.
Между прочим, эта схема работает в любом живом организме. На этой же схеме были построены первые компьютеры. Мы с себя взяли образец для создания компьютера и теперь себе же ее возвращаем, когда пытаемся моделировать то, как работает наш мозг, мыслительные стратегии. Когда студенты на литфаке стилизуют текст, какие шаги они при этом делают? Спросите у них, и они ответят, что это талант. А что такое талант, есть ли у него структура? Тут я совершенно согласен со Станиславским, говорившим, что талант – это девяносто девять процентов пота и один процент способностей. Он мог так говорить, потому что видел, как изменяются актеры, проходя через определенные технологические упражнения. И был одним из первых, кто сделал поведенческое моделирование – свою знаменитую систему.
Есть масса людей, которым в детстве говорили, что у них нет музыкального слуха, и навсегда тем самым закрыли для них путь к музыке. А мы сейчас работаем над моделированием школы вокала, и успешно: человек, всю жизнь веривший в то, что ему медведь на ухо наступил, через три месяца поет арию мистера Икс. Конечно, он не становится Шаляпиным: невозможно изменить данные от природы параметры голосовых связок, тембр. Но такой человек начинает чувствовать музыку. А ведь музыка – мощный источник порождения эмоций.
Кроме того, традиционное обучение, музыке в том числе, дается человеку очень нелегко. И, поднимаясь над опытом, мы задумываемся, а можно ли выстроить технологию эффективную, но не причиняющую ученику столько тягот и испытаний. Помочь ему в этом может только учитель.

НЛП в работе учителя

НЛП помогает педагогу стать настоящим хорошим психологом: не тем, кто обрабатывает тесты, а учителем, способным наблюдать деятельность, влиять на нее и изменять в лучшую сторону. Он научится сам и поможет детям осознавать, что происходит в процессе обучения, и делать выводы. Такой учитель способен понять предпочтения ребенка в восприятии (аудиальные, визуальные, чувственные), его логические предпочтения (индукции, дедукции или традукции). Учитывая это, педагог может гораздо эффективнее выстраивать предметный материал. В образовании есть два типа технологий. Селективная дифференциация, когда мы детей делим на умных и, мягко говоря, не очень. И элективная дифференциация, когда учитель выбирает методы, средства, учебные технологии в зависимости от особенностей учеников, учитывая их по ходу обучения. Педагог становится исследователем, отвечая на вопрос: почему ребенок неуспешен в какой-то ситуации или учебном предмете?
В нашей школе мы пытаемся выстроить образовательную систему, в которой были бы простроены все логические уровни познания:
– образовательная среда,
– поведение ребенка в деятельности,
– стратегии и способности,
– ценности, мотивы и убеждения.
Урок начинается с того, что затрагивается уровень ценностей и убеждений, чтобы мотивировать ребенка, есть масса упражнений для этого. Как затронуть каждого, чтобы резонировал на уроке, чтобы его захватило происходящее. Мы учим педагогов, как мотивировать детей, как ставить задачу, что такое эвристическая задача. Тут НЛП показывает, сколько вариантов решения существует, да еще с разными стратегиями познания.
Следующее интересное направление: как ребенок ищет собственный результат, когда он находится в поиске, какие самые простые и универсальные стратегии он использует. Мы показываем, как это можно выявлять и изучать. Кроме того, для школьников разных возрастов мы проводим тренинги, начинается учебный год с недели “Учись учиться”. Обобщающие уроки в нашей школе – не повторение пройденного материала, а обсуждение, сколько стратегий и какие используются для написания сочинений или решения задач именно в этом классе. Обмен стратегиями обогащает всех. Класс выполняет задание, но какие шаги при этом делает каждый – мы говорим об этом на уроках, рефлексируем вместе с ребятами, они занимаются самосознанием, самопознанием, самооткрытием. И это совершенно удивительные по эмоциональному наполнению уроки.
Такой взгляд на содержание образования позволяет совершенно иначе организовать методические объединения: не по предметам, а для обсуждения, как ученики работали с текстом на физике, литературе или биологии, как запоминали, делали выводы, понимали текст, добывали знания на разных предметах. Если учителя работают таким образом, школа превращается в небольшой ВНИК – временный научно-исследовательский коллектив, что и происходит постепенно с нашей школой. Когда мы начинали, таких учителей было пять-шесть из шестидесяти, а сейчас уже двадцать.
В настоящий момент мы занимаемся тем, что ищем принципиально новый способ оценивания успехов учеников. Потому что без системы серьезного качественного оценивания нормального процесса обучения быть не может. Оценка может быть встроенной стратегией, арсеналом встроенных инструментов. Значит, на эту тему нужно рефлексировать, устраивать дискуссии, может быть, деловые игры.
Традиционные интеллектуальные марафоны проходят у нас как празднование и демонстрация того, чему научились дети на уровне стратегий. Это интеллектуальные бои не по поводу фактов, а на тему, как ребята добыли факты. Таким образом мы смещаем фокусы в самой организации школьной жизни, в оценке результатов педагогической деятельности. Это тем более сложно, что существуют традиционные ЗУНы, стандартные критерии оценки. Мы от этого не отказываемся, потому что НЛП утверждает: прежде всего надо быть адаптивными в той среде, в которой находишься.
Тем не менее мы создали свою концепцию преподавания литературы и русского языка, готовим концепцию преподавания иностранных языков.
Так что же приобретает учитель, занимающийся НЛП? Он отчетливо понимает, какие технологии применяет и почему, совершенно иначе видит личность ребенка и стратегии его поведения, его способности, может оказать более целостную, системную, целевую помощь, а не просто сказать, что с памятью не все в порядке. И конечно же на уроках царит дух творчества: дети азартно соревнуются в стратегиях, а не в знании фактов. Сухомлинский говорил, что школа должна стать домом радости, а это произойдет, если каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и осознавать свои продвижения.

Какие задачи учителю помогает разрешить НЛП?
Учитель может быть прекрасным специалистом в своем предмете, но чувствует, что ему не хватает артистизма, ораторских способностей, умения расположить к себе. Некоторые владеют этим виртуозно. Дается ли умение преподнести себя от природы или приходит с опытом? НЛП утверждает, что этому легко можно научиться. Мы проводим такие мастерские. Кстати, лаборатория педмастерства Московского института повышения квалификации заинтересовалась опытом работы нашей школы в этом направлении.

Можете ли вы помочь учителю, у которого иссякло желание работать, пропал “кураж”?
Такие учителя к нам тоже приходят, правда, их немного. Порох в пороховницах кончился, а другой профессии нет. Это уже скорее личностная проблема. Таким людям можно вернуть понимание себя, смысл того, что они делают: что меня не устраивает и чего я на самом деле хочу. И человек снова может спокойно счастливыми глазами смотреть на мир.

Почему НЛП иногда называют искусством?
На одном из уровней это, безусловно, искусство. Потому что результат зависит от того, насколько виртуозно вы применяете методики, жонглируете ими. Почему одни учителя красиво выглядят у доски, их хочется слушать, их задания охотно выполняют, а другие и говорят все правильно, и слова вроде бы те же, но никто не слушает? Уроки учителей-мастеров мы снимаем на пленку, анализируем каждый шаг и описываем модель с математической точностью литературно красиво. Вообще НЛП – это красивое сочетание одного и другого.

Вы говорили о стилизации, например, тютчевского текста. Нужно ли это вообще?
Это спорный вопрос. Я считаю, что надо. Если человек хочет, почему бы ему не попробовать на некоторое время почувствовать себя Тютчевым, писать его слогом?

Каких конкретных результатов со школьниками вы добиваетесь, например, в орфографии, применяя технологии?
Если ребенок делал шестьдесят ошибок, после первого интенсивного курса обучения их становится двадцать пять, а тот, кто делал пять, пишет с одной-двумя.

Какая перспектива у педагога, занимающегося НЛП?
Если он захочет использовать НЛП с точки зрения стратегий, ему придется стать исследователем. Настоящим, когда он действительно не знает, какой результат получит.
Если же он хочет стать более артистичным, сдержанным или, наоборот, выразительным, это легче – нужно просто пройти тренинг. Есть тренинги и для того, чтобы видеть различия детей и использовать их.

Ваш прогноз об НЛП в России?
Сейчас уже выходит большое количество книг, но они о самом НЛП, а не об отдельных технологиях. Но лет через пятнадцать будет огромное количество описаний конкретных техник. НЛП позволяет людям самим продвигаться и передавать свой опыт друзьям, коллегам, близким. Вы чему-то научились, и люди учатся у вас, иногда даже не осознавая этого. Я верю, что НЛП – одна из областей, способных мир сделать лучше.
Кстати, в России НЛП в образовании может развиться быстрее, чем где-либо. Потому что у нас самые духовные учителя, огромное количество людей работают не из материальных соображений, а по призванию. Благодаря этому НЛП, как и многие интересные идеи, сможет быстро прижиться в школе.
Во многих странах НЛП сейчас объединяют с компьютерными технологиями. Жаль, что в России вечно не хватает средств, обидно за наше отечественное образование. Но ведь чтобы содержательно исследовать какие-то тонкие вещи, можно обойтись без компьютера, нужна светлая голова учителя, руки, хороший инструмент и класс детей. В этом смысле поле деятельности неисчерпаемо.

Какие требования предъявляют к учителю, захотевшему изучать НЛП?

Учиться может прийти любой учитель, он должен только очень этого хотеть и быть готовым к тому, что с ним произойдут серьезные изменения. Особенно если педагогу присущ жесткий, авторитарный стиль, его ожидает сильное изменение ценностей и преобразование педагогических взглядов.
Зато учитель, которому близки ценности педагогики сотрудничества, будет чувствовать себя в наших технологиях как рыба в воде.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru