Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Яна ДЮКОВА

Зачем ты любишь кошку?

Вроде бы неуместный вопрос для урока литературы, но понимание порой начинается именно с неуместных вопросов

1. Работа учительницы Елены Витальевны

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о письме Татьяны Лариной к Евгению Онегину. Скажите, как вы думаете: для чего Александр Сергеевич Пушкин, человек, как известно, чрезвычайно умный, воспитанный, так вот запросто отдает нам глубоко личное письмо молодой девушки ее возлюбленному? Зачем он это сделал?
– Может, чтобы показать, что Татьяна влюбилась?..
– Хотел похвастаться знанием женской души?
– Ему надо было набрать нужное число строк в романе!
– Денег получить больше!
– Издатель потребовал!
– Ему в молодости такое же письмо дама написала, он не вытерпел и решил с нами поделиться!..
– Идей много, только все неправдоподобные. Давайте попробуем иначе. Валя, зачем ты общаешься с друзьями?
– Чтобы было интересно…
– Костя, зачем ты дышишь?
– Чтобы жить!
– Аня, зачем ты посещаешь музеи?
– Чтобы стать образованным человеком.
– Петя, ты зачем ходишь в церковь?
– Чтоб спастись…
– Молодцы. Соня, зачем ты любишь своих мать и отца?
Пауза. Длинная пауза.
– Трудный вопрос?
Тишина…
– Ребята, вопрос ко всем, к каждому: зачем ты любишь твоих родителей?
– Чтоб не ругали…
– Саша, чтоб не ругали? Ясно, а кого ты еще любишь?
– Кошку мою люблю.
– Саша, зачем ты любишь кошку?
Звонок с урока.
– Ребята, вот ваше домашнее задание: найти ответ на этот вопрос. Кто хочет, запишите ответ и сдайте мне, чтоб к следующему уроку я прочла ваши мнения.

2. Домашняя работа ученицы Кати

Уважаемая Елена Витальевна, я весь вечер думала, зачем я люблю всех, кого люблю, и не нашла ответа. Понимаете, я знаю почему; знаю как, когда и знаю даже чем. Но зачем?..
Кошка любит своих котят, а они ее – просто так. Нет пользы от этой любви. Польза есть от работы, от заботы, от усилий. А от любви – вроде бы нет. Я люблю жизнь: зачем? Просто я так устроена. Я не верю, что Петя ходит в церковь, чтоб спастись, что Аня бывает в музеях ради образования. Просто они или любят там бывать, или их заставляют; а про спасение и ученость говорят вокруг, вот они и запутались сами в себе.
Я думаю, каждый человек любит и «зачем» как-то не подходит сюда. Елена Витальевна, вы не обижайтесь, пожалуйста, но, по-моему, вы чего-то не понимаете в жизни: не все в ней нужно и можно использовать. Если я ко всему, что люблю, буду приглядываться с точки зрения пользы, то когда польза исчезнет, где будет моя любовь?
Зачем Татьяна пишет Евгению, зачем Пушкин говорит об этом, зачем светит солнце, зачем я люблю моих родителей? Мне кажется, это то же самое, что спросить: «Ты куда стоишь?» или «Как она вчера поедет?» Это несогласованность, нелепость.
Татьянино письмо – это не письмо, это вся Татьяна. Она пишет не «зачем», она не может не писать. Неужели вы не слышите, Елена Витальевна, что вся ее внутренняя жизнь – в этом письме? Если б она писала «зачем», то сразу поняла бы, что Евгений не поймет и не оценит, что он – не тот, кто мог бы понять. Но она пишет – себя, это ее душа пишет, а у души не бывает умысла. Она высказывается – просто от мучения и тревоги, от любви.
И Пушкин: вы и вправду думаете, что он нам письмо передает? Я думаю, ни в коем случае. Речь тут не о письме, не о выгоде, не о целях. Я почти слышу, как Пушкин говорит мне: «Вот жизнь души без выгоды, жизнь души, не привыкшей рассчитывать, управлять и использовать, но живущей в мире, где все это принято и считается достоинством. Она свободна, но судьба ее тяжела и печальна». Пушкин говорит об этом не для меня, не для вас, без выгоды, а, как и Татьяна, он не мог не написать, потому что сам дышит такой жизнью, сам, мне кажется, болеет этим противоречием.
Извините меня, Елена Витальевна, если что-то в моем письме показалось вам резким или обидным для вас, но мне так не нравится, когда вы просите нас найти выгоду в творчестве, в любви, в самой жизни!..
Простите.

P.S. У меня за стеной сейчас соседи бьют своего сына-второклассника – кажется, за плохое поведение. Вот это точно они делают для выгоды, для своего спокойствия… Но это – не любовь, я слышу!..

До свидания,
Елена Витальевна.
С уважением, Катя

3. Начало уроков литературы

– Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста. Я прочла ваши сочинения, ваши письма, ваши ответы. Я благодарна вам за них, потому что все вы сказали больше умного, чем я могла бы сказать за десяток уроков.
Я думаю, что мне было бы полезно и впредь знать ваши искренние мнения не меньше, чем вам – мнения друг друга и мое. Поэтому я предлагаю в будущем проводить уроки литературы в виде семинаров, на которых мы с вами будем обмениваться нашими соображениями, впечатлениями, чувствами относительно различных произведений.
Оцениваться будет только степень продуманности проблем, осмысленности отзывов. Совместное обсуждение всеми участниками семинара оценок – в конце каждого урока. Кто согласен?.. Единогласно.
Итак, сегодняшний семинар: как могло так сложиться, что умный, образованный и талантливый Евгений Васильевич Базаров погибает, именно заразившись от умершего уже человека?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru